Общество, 17 апр 2013, 01:05

Смертельный марафон

Читать в полной версии
Фото: EPA

 

Теракт во время проведения марафона в Бостоне стал самым масштабным в США с 11 сентября 2001 года. Несмотря на гигантские расходы (США за десять с лишним лет потратили на усиление безопасности почти 800 млрд долл.), ни одна спецслужба не в состоянии гарантировать предотвращение подобных трагедий, полагают аналитики.

Два взрыва в понедельник во время бостонского забега унесли жизни минимум трех человек, более 170 получили ранения. Престижный марафон проводится с 1897 года и собирает около 20 тыс. участников и полмиллиона зрителей. Основными жертвами стали болельщики, которые собрались у финишной линии, и любители-легкоатлеты (профессионалы уже преодолели дистанцию в 27 миль, а люди с ограниченными возможностями еще не добрались до финиша).

Исламский след

ФБР подтвердило, что произошел теракт, однако президент США Барак Обама в обращении к нации не стал использовать это слово. «Не следует делать скоропалительных выводов. Но будьте уверены: мы доберемся до сути. Выясним, кто это сделал и почему. И ответственные — люди или группы — почувствуют на себе всю тяжесть закона», — сказал Обама.

Следствием рассматриваются две основные версии — исламские боевики или антиправительственные экстремисты. Эксперты считают, что даже если будет доказано, что за взрывами стоят ближневосточные группировки, это вряд ли повлечет за собой изменения во внешней политике США. Об этом свидетельствует уравновешенная риторика Обамы. Для сравнения, Джордж Буш в своем обращении к нации сразу после трагедии 11 сентября объявил, что Америка должна сплотиться, чтобы выиграть войну против терроризма. 20 сентября в обращении к конгрессу он официально объявил войну «Аль-Каиде».

Как отмечает The Washington Post, Обама в принципе очень неохотно использует слово «терроризм» — последний раз ему пришлось применить его после атак на американское посольство в Бенгази в сентябре прошлого года. С приходом в Белый дом Обама отказался от введенного Бушем понятия «всемирная война против терроризма» (которая подразумевает войну до уничтожения последнего боевика) в пользу «операции на заморских территориях».

Террористы, однако, не обязательно должны быть с Ближнего Востока. В 2010 году гражданин США Хосе Пиментел, поклонник Усамы бен Ладена, попытался организовать взрыв на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Тогда теракт удалось предотвратить.

Внутренний враг

Организаторами взрывов могли выступить и ультраправые американцы, которые придерживаются антиправительственных взглядов и выступают за свободу ношения оружия (в США сейчас готовится реформа по усилению контроля над его оборотом). Подобные прецеденты уже были. В 1996 году на Олимпиаде в Атланте Эрик Рудольф, который выступал против абортов и легализации прав секс-меньшинств, организовал взрыв в Олимпий­ском парке (погибли два человека и более ста получили ранения).

А в 1995 году Тимоти Маквей, который находился под влиянием идей так называемого американского ополчения, взорвал федеральное здание имени Альфреда Марра в Оклахоме-Сити (погибли 168 человек, ранены — 680). Это был крупнейший теракт в истории США до событий 11 сентября.

По данным доклада Southern Poverty Law Center, в 2012 году число патриотических экстремистских групп выросло до рекордных 1360 (+813% за четыре года правления Обамы). «В 2012 году резко увеличилось число нападений, а также жестоких заговоров, которые инициируются одиночками или группами ультраправых», — говорится в докладе Combating Terrorism Center. В пользу версии о местных экстремистах говорит тот факт, что взрывы прогремели в День патриотов.

Угроза для Сочи

После 11 сентября власти США потратили 791 млрд долл. на усиление системы безопасности, по данным Nation Institute’s Tomdispatch. Система подразумевает координацию властей и служб безопасности, чтобы в случае возникновения опасной ситуации реакция была максимально быстрой. По данным Bloomberg, Обама узнал о взрыве меньше чем через 10 минут, а в течение часа уже связался с губернатором Массачусетса Дивалом Патриком.

«В то же время в последние годы сменилась риторика, было фактически признано, что новый теракт неизбежен. Поэтому задача состояла в том, чтобы подготовиться к тому, что он произойдет, психологически настроить общество, чтобы оно могло выдержать новую трагедию», — сказал главный редактор Agentura.ru Андрей Солдатов. Аналитики признают, что не существует таких мер безопасности, которые могут на 100% гарантировать предотвращение терактов. «Возможность теракта не может исключить ни одна страна. У спецслужб есть возможности блокировать акты групп единомышленников, например, внедряя туда агентов. Но сложней предотвратить действия террориста-одиночки или совсем небольшой группировки», — отметил заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Теракт в Бостоне — тревожный сигнал всем странам. Об усилении мер безопасности уже сообщили британские службы — в Лондоне сегодня пройдут похороны экс-премьера Маргарет Тэтчер, а в субботу состоится марафонский забег, в котором примут участие около 37 тыс. человек.

Как рассказал РБК daily руководитель пресс-службы МВД России Андрей Полипчук, теракт в Бостоне не повлияет на подготовку к Олимпиаде в Сочи. «Работы по обеспечению безопасности будут осуществляться в плановом порядке. Были проведены тестовые игры, на которых опробовали работу служб», — отметил г-н Полипчук.

Перед российскими спецслужбами, однако, стоит гораздо более трудная задача, чем перед их американскими коллегами. «В случае с марафоном в Бостоне от служб требовалось обеспечить безопасность участников и зрителей. В Сочи задача перед нашими спецслужбами будет на несколько порядков сложнее, ведь безопасность требуется обеспечить не только на олимпийских объектах, но и во всем регионе, где активность боевиков довольно высокая», — подчеркнул г-н Солдатов.

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая