Общество, 17 мая 2006, 15:14

Каждый третий покупатель элитных яхт в мире – россиянин

В настоящее время значительная часть заказов, размещенных на судостроительных верфях в Европе, США, Австралии, пришла от российских клиентов. Так, на данный момент в процессе строительства находятся свыше 600 судов, относящихся к классу элитных моторных яхт, и более 200 их заказчиков являются гражданами России, сообщил телеканалу РБК в эфире программы «Сфера интересов» президент международного консорциума Timmerman yachts Дмитрий Мироненков. Тем самым, отметил он, «российская волна» в целом достаточно сильно «взволновала» консервативный закрытый мировой рынок яхтостроения.
Читать в полной версии

Создание мегаяхты длиной свыше 24 метров – долгий, сложный и ответственный процесс, который специалисты даже сравнивают с постройкой космического корабля или авиалайнера с точки зрения количества деталей, используемых при сборке. На каждом этапе нужно контролировать их качественные параметры, потому что моторная яхта - долгосрочное вложение, и любые ошибки в технологии могут привести к плачевным результатам. Интересно, что заказчики, преимущественно отечественные, развивают не только мировой яхтенный рынок, но и совсем молодой российский, несмотря на суровый климат, а требования к изотермической составляющей при строительстве строгие. Факт весьма необычный, так как в этом бизнесе очень ценятся многолетние традиции и опыт, а также «философия» дизайна и внутренних интерьеров. Тут главную партию играют английские, американские, итальянские и голландские фирмы, такие как Blue Print, Feadship, Royal Huisman, Falcon, Permare, De Valk, Seven Star, Azimut-Benetti, Ferretti Group, Sealine, Elan, Tarquin и другие.

Доля выполняемых на российских заводах заказов пока весьма незначительна, учитывая, что за последние пять лет спрос на суперъяхты почти удвоился: с 317 судов в 2000 году до более чем 600 в 2006-м. Так, один из весомых «пришлых» игроков Timmerman Yachts, строящий суда мирового уровня в Москве с 2001 года в содружестве с ведущими европейскими дизайнерскими компаниями голландской Vripack Yachting International, английской Bannenberg Designs, французской Larvor и другими, выпустил шесть прогулочных яхт класса «люкс», со всем необходимым антуражем и всеми атрибутами. Они могут эксплуатироваться на внутренних водных путях РФ, а также выполнять каботажное прибрежное плавание в акваториях Черного, Балтийского и Каспийского морей. После этого компания перешла на новую линейку судов – океанские моторные яхты неограниченного плавания. В настоящее время строятся три океанские яхты, в том числе 38 и 45 метров. В планах - расширение базы и выпуск 7-12 судов в год.

Российских клиентов внутренний рынок привлекает не только тем, что здесь компании в отличие от щепетильных зарубежных коллег не поинтересуются происхождением денег, которыми расплатятся за товар, но и возможностью контролировать весь процесс строительства судна. Сами производственники говорят, что для их клиентов этот фактор один из определяющих при выборе судостроительной верфи: можно абстрагироваться от повседневных забот и заняться «творчеством» - советовать, как сделать лучше, вносить изменения по ходу строительства. Одно из «национальных» требований российских заказчиков, отличающее планировку «русских» яхт от европейских, – это обязательное наличие сауны. Еще на выбор влияет стоимость. Сейчас она колеблется в границах от 2,5 млн евро за экономкласс до 15 млн за 45-метровое судно. Как правило, 10% стоимости вносится до начала строительства. В перспективе возможно создание в России 50-метровой яхты, весьма интересного продукта для внутреннего рынка.

Кроме того, специалисты говорят, что на рост заказов влияет то, что компании могут предлагать цены на 20-25% ниже, например, европейских, в основном за счет более дешевого, хотя не менее квалифицированного рынка труда. Правда, отечественные яхтенные «флотоводцы», скажем, экс-хозяин «Сибнефти» Роман Абрамович, предпочитают традиционную иностранную постройку. Вскоре, как ожидается, Роман Аркадьевич порадует соотечественников еще одним личным достижением – станет владельцем самой большой в мире океанской яхты длиной свыше 160 метров, которая строится на одной из германской верфей. Пока пальма первенства у эмира Дубая, хотя «начальнику Чукотки» и сейчас есть на чем поплавать – это почти 86-метровая Ecsta Sea, а также два гиганта - Le Grand Bleu (108,3 м) и Pelorus (114,5 м). Такой армаде мог бы позавидовать легендарный Аристотель Онассис, у которого была всего одна яхта «Кристина» (около100 м).

Может показаться, что восторженные высказывания некоторых экспертов о том, что с относительным ростом благосостояния россиян страна переживает яхтенный бум, звучат преждевременно, учитывая, что треть сограждан официально не преодолели черту бедности. В то же время, по различным данным, за последние несколько лет рынок моторных яхт вырос в России примерно в 5-6 раз, что видно по лесу мачт не только в состоятельной Москве, но и в других городах. В печатной полемике на первый план выходят проблемы стоянки, обучения и безопасности вождения на водных путях. Кроме того, судя по интересу иностранных судостроительных фирм, прогнозы о буме, пожалуй, не сильно преувеличены, если, конечно, говорить о яхтах всех классов, видов и «наворотов», а не только о шикарно оснащенных суперлайнерах для богачей. Для многих, естественно, преуспевающих сограждан, яхта из экзотичной роскоши становится средством передвижения, отдыха и т.д. наравне с автомобилем, и зачастую сопоставима с ним по стоимости. В специализированных СМИ, коих тоже становится немало, например, в «морских» интернет-магазинах, можно найти предложения о принятии заказов на постройку судна «с иголочки» или подобрать подержанное по вкусу и кошельку, скажем, от парусного шестиметрового минитонника 1990 года выпуска за 4,5 тыс. долл. до свеженького двухлетнего 85-метрового passager vessel Annaliesse за 85 млн евро. За ним, правда, придется лететь в Монако. Но надо думать, что для счастливого обладателя судна билет в вотчину принца Альбера проблемой не будет.

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist