Занятия спортом повышают успеваемость
Испанские ученые провели исследование, которое показало, что успеваемость подростков, занимающихся спортом, лучше, чем у их сверстников. Согласно результатам эксперимента, молодые спортсмены, как правило, набирают больше баллов в тестах на успеваемость.
Успеваемость среди подростков является предметом беспокойства для учителей, родителей и исследователей. Все больше и больше детей из-за сидячего образа жизни становятся подвержены кардиореспираторным недугам и болезням, характерным для взрослых. В подростковом возрасте происходит массовый отказ от спорта. Основной причиной считается нехватка времени и якобы невозможность объединить занятия спортом и учебу.
В исследовании, которое провела преподаватель Ана Седер из Университета Хайме Примеро в Испании, приняли участие 313 подростков, 124 из которых были спортсмены (минимум с 10-часовыми тренировками в неделю) и 189 — не спортсмены. Все испытуемые заполнили две анкеты, одна выявляла академические знания подростков, а другая — их физическую активность. Кроме того, анкеты заполнили родители испытуемых, а исследование также учитывало оценки детей в школе.
Оказалось, что те из учащихся, кто занимался соревновательными видами спорта, лучше успевают по всем предметам, обладают большей мотивированностью и больше времени посвящают активному досугу.
По словам психолога-консультанта коуч-центра Nekrizis Родиона Чепалова, в совмещении учебы и спорта есть множество аспектов.
«С одной стороны, есть идея гармоничного развития. Она основана на том предположении, что развитие одних качеств подстегивает развитие других. Например, если вы хорошо рисуете, то вы будете тоньше воспринимать музыку. И если вы можете рассчитать движение своей руки во время броска, то сможете и понять физику движения твердых тел, подчиняющихся всемирному тяготению. С другой стороны, это работает не всегда. Много ли борцов, которые умеют сочинять стихи или мгновенно извлекают квадратные корни из пятизначных цифр? Есть также аспект конкурентных видов спорта. Конкуренция «заразна». Но есть дети, у которых конкуренция возникает только при двигательной активности. Раз почувствовав удовольствие от того, что прибежал на стометровке первым, ребенок может захотеть быть первым и в математике. Но может и не захотеть. Есть еще и связь между состоянием здоровья и усидчивостью», — отметил г-н Чепалов.
Психотерапевт, бизнес-тренер Алена Август полагает, что двигательная активность, особенно направленная активность в занятиях спортом, является прямым механизмом развития самоконтроля и саморегулирования.
«Именно это и обеспечивает больший успех детям, сочетающим спорт с учебной нагрузкой. Но как и во всем в жизни, в этом моменте важен баланс. Если спорт априори занимает все время — это одно. Если же спорт выступает как одна из составляющих жизни — ситуация для учебных успехов более благоприятная», — добавила г-жа Август.