Общество, 17 ноя 2016, 12:38

Говорухин заявил об отсутствии «даже намека» на цензуру в искусстве

Кинорежиссер и председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заявил, что в России нет цензуры в искусстве. Он также посетовал, что государство не вмешивается в творческий процесс
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости)

Режиссер Станислав Говорухин заявил об отсутствии цензуры в российском искусстве. В других странах существует «нравственная цензура», однако в России нет и ее, заявил Говорухин в интервью «России 24».

«Даже намека нет», — ответил Говорухин на вопрос о существовании ограничений (цитата по «Интерфаксу»). «Нет государства, в котором не существовала бы нравственная цензура. Как правило, это общество, церковь и другие институты. Но у нас и этого нет. У нас единственная в мире Конституция, где написано, что всякая цензура запрещена», — добавил он.

Глава думского комитета по культуре подчеркнул, что «нравственные ограничения — суть свободы в обществе», указав на беззащитность человека «перед напором пошлости и гадости, которая льется с экранов кинотеатров или сценических подмостков».

Говорухин затруднился объяснить, кто должен определять грань, которую нельзя переступать, и где она проходит. «К примеру, ни слова мата не произнесено, но человек на авансцене расстегнул ширинку и помочился. Этого же не напишешь в законе. Нужны какие-то внутренние рамки», — сказал депутат.

Режиссер также выразил сожаление в связи с тем, что государство не вмешивается в творческий процесс. «За 15 лет до «нулевых» годов уровень нравственности очень упал, а все ограничители оказались сняты благодаря тому, что государство не может вмешиваться. Оно и не вмешивается, и это тоже очень плохо», — заявил Говорухин.

По словам кинорежиссера, государство имеет право заказывать произведения искусства на патриотические темы. «Государство дает деньги и хотело бы увидеть продукт на определенную тему. Скажем, на тему 28 панфиловцев», — сказал режиссер. На реплику журналиста о том, что подобные фильмы создают героизированный образ, Говорухин ответил: «Государство хотело бы видеть что-то, похожее на правду, пусть это легенда».

3 ноября Говорухин заявил о необходимости «прерывать на корню» проверки фильмов, которые еще только снимаются. Недовольство режиссера вызвала инициатива депутата Натальи Поклонской, которая направила генпрокурору Юрию Чайке запрос о проверке фильма Алексея Учителя «Матильда» о Николае II и балерине Матильде Кшесинской. «Непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки», — сказал Говорухин.

Тема цензуры в искусстве приобрела широкий резонанс после того, как на съезде Союза театральных деятелей России художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин произнес большую речь против цензуры и «борьбы за нравственность» со стороны общественных организаций. Он назвал попытки общественных организаций оказывать давление на искусство и театр «совершенно беззаконными, экстремистскими, наглыми».

Выступление Райкина привело к дискуссии по поводу цензуры в российском искусстве. 11 ноября с художественными руководителями крупнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга встретился первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. От подробных комментариев участники разговора отказались, однако руководитель «Ленкома» Марк Захаров признал, что на встрече с куратором внутриполитического блока «обсуждали вопрос, который ранее поднял Райкин».  

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Закат звезды Далио: почему стратегия инвестора больше не работает