Антикризисные меры, 17 ноя 2020, 14:50

День холостяка и «черная пятница» не помогли россиянам увеличить расходы

По оценке экспертов SberIndex, несмотря на скидки, потребительская активность россиян остается куда ниже прошлогодней
Читать в полной версии
Фото: Roman Pilipey / EPA / ТАСС

Несмотря на стартовавшие в ноябре распродажи россияне по-прежнему неохотно тратят свои деньги, свидетельствуют данные проекта SberIndex. По подсчетам экспертов, за неделю с 9 по 15 ноября потребительские расходы населения оказались на 7,7% ниже, чем за сопоставимый период предыдущего года. По сравнению с показателем двухнедельной давности, когда было зафиксировано сильнейшее с весны сокращение расходов в 10,8%, показатель несколько улучшился, однако спад продолжился.

Аналитики SberIndex особо отмечают, что переломить ситуацию не смогло и начало сезона распродаж. Многие ретейлеры уже запустили акции, приуроченные к Черной пятнице (27 ноября), а 11 ноября прошли глобальные распродажи в честь разошедшегося по миру из Китая Дня холостяка (11.11). По оценке экспертов, несмотря на скидки, потребительская активность россиян остается куда ниже, чем в прошлом году.

«Объем трат в этот день (11 ноября — РБК) был на 45% ниже показателей 2019 года и повлиял на сумму расходов за всю неделю. Другие индикаторы указывают на стабилизацию потребительского спроса на низких уровнях», — говорится в отчете аналитиков SberIndex, поступившем в РБК.

Падение расходов сконцентрировано в сегментах непродовольственных товаров и услуг. Траты на первые на неделе 9-15 ноября сократились в годовом исчислении на 2,2% (неделей ранее — на 3,4%), а на последние — на 29,9% (было 28,1%). Расходы на продукты год к году увеличились на 4,3%.

Сильнее всего на отчетной неделе уменьшились в годовом исчислении расходы россиян на:

  • проживание в гостиницах — на 80,8%;
  • товары из магазинов Duty Free — на 80,1%;
  • развлечения — на 68,5%;
  • авиабилеты — на 59,9%;
  • книги, музыку, фото и видео — на 36,5%;
  • посещение кафе и ресторанов — на 36,1%;
  • услуги салонов красоты и т.д. — на 31,8%;
  • ремонт — на 31,5%.

Более того, россияне сократили и расходы на товары для строительства и ремонта, что, как отмечают аналитики SberIndex, нехарактерно для условий пандемии. Меньше стали тратить и на алкоголь (-1,6%).

Заметно выросли расходы на:

  • компьютеры и программы к ним — на 62,4%;
  • лекарства и медицинские товары — на 22,6%;
  • бытовую технику и электронику — на 18,4%.

После резкого падения неделей ранее вновь увеличились расходы на цифровые товары (+6,8% год к году после спада на 18,3%) и хобби (+0,8% после спада на 10,1%).

Структура потребительских расходов россиян в 2020 году резко изменилась после начала пандемии COVID-19. Весной 2020 года, после введения призванных остановить распространение болезни ограничений, резко сократились и сами расходы. Летом, после отмены большей части карантинных мер, расходы вновь начали расти, но уже в конце июля эксперты Сбербанка сообщили, что восстановление потребительского спроса в России затухает, а в начале августа, что рост расходов прекратился.

В середине октября Сбербанк зафиксировал новое ускорение сокращения расходов россиян из-за COVID-19, в конце того же месяца оно ускорилось до максимальных с весны значений.

За последние сутки в России выявлено 22 410 новых случаев заражения COVID-19.

Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Расти медленно и планомерно теперь невозможно. Как тогда достичь успеха
Pro
У меня СДВГ и ОКР: почему люди ищут у себя ментальные расстройства
Pro
Идеальный питч на 1 минуту: как привлечь и не разочаровать инвестора
Pro
Точность до 90%: как ИИ устанавливает цены на квартиры в новостройках