Общество, 17 дек 2013, 01:05

«Они посмотрели биллинг телефонных разговоров Даниила и совместили его с сеткой крупных преступлений»

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Сегодня в Чертановском районном суде Москвы оппозиционер Даниил Константинов должен произнести последнее слово. Прокурор требует назначить ему десять лет лишения свободы за бытовое убийство. Даниил Константинов заявляет о своей невиновности, и так же считают многие оппозиционеры и правозащитники. Его отец ИЛЬЯ КОНСТАНТИНОВ — политик начала 1990-х, один из семи депутатов Верховного совета России, голосовавших против ратификации Беловежского соглашения, рассказал корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ ЛИТОМУ о своем сыне и деле против него.

— Есть ли шанс на необвинительный приговор?

— В любом нормальном суде было бы 100% оправдание. Но я не знаю, что произойдет в этом Чертановском суде, я не знаю, я готов ко всему.

— Что в действиях судьи Галины Тюркиной заставляет вас сомневаться в ее объективности?

— Судье уже заявлялся отвод на позапрошлом заседании. Она просто подсказывала ответы главному свидетелю обвинения Сафронову: «Если не помните, говорите, что не помните...» Она отклонила целый ряд ходатайств защиты, в том числе о вызове в суд одного из основных, как считает защита, свидетелей — продавщицы ларька на улице, где произошло убийство. В деле был указан ее неправильный телефон. Мы просили разыскать ее. Это ходатайство было отклонено так же, как и ходатайство об отправлении дела на доследование.

— Когда Даниил начинал заниматься своими политическими проектами, вы могли предположить, что ситуация может принять такой оборот?

— Даже в голову не приходило!.. Тут повлияли два момента. Во-первых, Данила — умеренный националист, охотно шел на контакт и с либералами, и с левыми. С самого начала говорил о том, что национальную тематику нужно оставить в сторону, а главное — вопрос демократизации страны. Он всегда был противником экстремистских проявлений. Для националистического лагеря это крайне нетипичная позиция. Когда во время массовых протестов был создан Гражданский совет (предшественник Координационного совета оппозиции), он был избран координатором фракции националистов. Во-вторых, он всегда отвергал любые формы сотрудничества со спецслужбами. Поверьте, это не так часто встречается в националистическом сегменте оппозиции.

— Получается, практически все националистические лидеры...

— Не надо вытаскивать из меня лишнего, я этого не сказал. Я говорю только то, что считаю нужным в данный момент сказать. Я же не сказал, «не встречается никогда», я сказал — «не так часто».

— Очень странно, что вашего сына обвиняют именно в убий­стве незнакомого ему человека, которое произошло на другом конце Москвы от ресторана, в котором отмечался день рождения вашей жены. (Участники празднества обеспечивают Даниилу Константинову алиби. — РБК daily).

— Есть предположения. Об алиби они первоначально не знали. Думаю, они посмотрели биллинг телефонных разговоров Даниила, совместили его с сеткой крупных преступлений. Увидели, что есть несколько часов, когда Даниил ни с кем не разговаривал по телефону. Именно Следственный комитет ЮАО отчасти специализируется на делах по националистам. Кроме того, все оперативники ссылаются на допросах на информацию от некоего секретного агента. Именно в этом районе проживал провокатор спецслужб, сыгравший роль в фальсификации дела. Мы воздерживаемся от оглашения его фамилии. Он жил недалеко от места убийства, не исключено, что он и сам как-то связан с этим убий­ством. Провокатор участвовал в подборе фоторобота для местных оперативников. Фотография Даниила появилась в их разработках на следующий же день после убийства!

— Вы пытались подключить к делу статусных людей...

— Александр Хинштейн написал депутатский запрос, от прокуратуры был получен абсолютно формальный ответ, по принципу «суд разберется». Больше попыток поучаствовать в деле, насколько я знаю, он не предпринимал. Я обращался к председателю совета по правам человека Михаилу Федотову. Он мне сказал: «Да-да, выясним» — выясняет год уже. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов — я тоже с ним встречался, он тоже меня выслушал, тоже «да-да, обязательно». Были и другие попытки, но я не хочу называть фамилии.

— Насколько избрание Даниила в КС оппозиции могло стать поводом для появления дела?

— Фабрикация началась до выборов в КС — они усугубили. Тем более он набрал 22 тыс. голосов, больше всех среди националистов на этих выборах.

— Ваше впечатление от работы КС? (Илья Константинов участвовал в заседаниях КС вместо своего сына. — РБК daily).

— Двоякое. С одной стороны, сама идея проведения независимых от государства выборов была очень сильной, и определенную роль КС сыграл. Но работа КС была просто торпедирована. Большую роль сыграла так называемая «группа граждан», представители «культурной оппозиции», которые рассматривали КС как форму дополнительного пиара. Не хочу называть имен. Была загублена на корню идея избрания КС в регионах. Хотя первоначальный замысел был в создании протестной сетки в регионах. Очень большую роль сыграли преследования членов КС. А оставшиеся члены КС погрязли в идеологических распрях. Вряд ли КС возродится. Пережеванное невкусно. Но жизнь заставит найти другие формы координации оппозиции.

— Но снижение работоспособности КС хронологически не совпадает с усилением репрессий против его участников.

— Конечно, зависимость-то нелинейная, но она существует. Говорю как человек, участвовавший во всех заседаниях.

— Как вы можете сравнить современное протестное движение с вашим опытом начала 1990-х?

— Антиельцинская оппозиция не включала либерального сегмента. Сейчас они — один из главных двигателей протестного движения. И это серьезнейшим образом меняет картину. Поживем — увидим, во что это выльется.

Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек