Общество, 17 дек 2013, 01:04

Морское превосходство

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Создание союза трех ведущих мировых контейнерных операторов — Maersk (Дания), Mediterranean Shipping Company (MSC, Швейцария) и CMA CGM (Франция) — всерьез встревожило мировых регуляторов. Сегодня глава Федеральной комиссии по мореходству США Марио Кордеро проведет на эту тему в Вашингтоне встречу с коллегами Евросоюза и Китая. Сейчас доля этих трех операторов на рынке морских грузовых перевозок уже превышает 36%, и США обеспокоены угрозой образования монополии.

Новый союз контейнерных операторов, получивший название альянс P3, намерен начать свою деятельность во второй половине 2014 года. ЕС, который нынешним летом уже начал собственное расследование на предмет возможных нарушений гигантами контейнерной отрасли правил конкуренции, в Вашинг­тоне представляет еврокомиссар по транспорту эстонец Сийм Каллас. По мнению американ­ских и европейских чиновников, существует угроза роста цен на доставляемые из Азии в Америку и Европу различные товары — от компьютеров и одежды до компонентов для автомобильной индустрии. Регулятор Китая пока свою точку зрения на происходящее не обнародовал.

«В принципе в создании подобного альянса нет ничего особенного, но в данном случае речь идет о его невиданных масштабах именно на наиболее оживленных и протяженных торговых маршрутах в Мировом океане», — подчеркнул Марио Кордеро в беседе с отраслевым изданием The Loadstar. Так, под контролем альянса трех контейнерных гигантов может оказаться до 42% всех морских перевозок между Азией и Европой, примерно 24% — между Америкой и Азией, а на трансатлантических рейсах этот показатель составит не менее 40%.

Появление альянса Р3 стало ответом на растущие проблемы индустрии морских перевозок. В первую очередь они касаются переизбытка контейнерных судов, для полноценного использования которых в мире не хватает грузов. Кроме того, стоимость необходимого им дизельного топлива за последние пять лет удвоилась и составляет сейчас примерно 700 долл. за тонну. С этими трудностями отрасль столкнулась на фоне более слабого, чем в минувшие годы, роста мировой экономики (прогноз на текущий год 3%). Между тем обеспечивается он за счет торгового обмена, в первую очередь в рамках Азиатского региона, а не путем поставок из Азии в Европу. Таким образом, суда европей­ских контейнерных операторов не могут быть загружены в полном объеме.

Давление регуляторов на Maersk, MSC и CMA CGM уже дало свои плоды. Если этой весной они собирались начать согласованные перевозки в начале 2014 года, то теперь речь идет уже о его третьем квартале. Сейчас пока определено место для штаб-квартиры альянса Р3 в Лондоне, а из общего количества судов (примерно 1500), которыми располагают эти три лидера отрасли, для совместной работы выделено около 250 контейнеровозов. Предполагается, что на основных океанских маршрутах будет использоваться меньшее количество судов, однако значительно большего тоннажа.

«Подобная концентрация не может не сказаться на рыночной ситуации. Регуляторы наверняка заинтересованы в том, чтобы не допустить возможности ценового сговора», — цитирует Die Welt директора Института морского транспорта и логистики Буркхарда Лемпера. По мнению эксперта, хотя пока точно неизвестно, как будет осуществляться взаимодействие трех операторов в рамках альянса Р3, однако «вполне естественно, что регуляторы заранее увидели угрозу появления на рынке монополиста».

Pro
ОАЭ, Иран, Египет, ЮАР: где россиянам выгоднее открыть IT-бизнес
Pro
Хакеры научились подделывать Wi-Fi в самолетах. Как не попасться
Pro
Вывод капитала из Китая достиг нового рекорда. Куда утекают эти деньги
Pro
ИИ на бирже: почему до захвата рынка роботами еще далеко
Pro
Синдром хорошей девочки: почему женщины хуже осваивают ИИ — The Economist
Pro
Можно ли верить сигналам, предвещающим крах экономики США — The Economist
Pro
Ни премии, ни ДМС, ни ИИ не помогают: что мешает компаниям в России расти
Pro
Время летунов. Почему частая смена работы стала выигрышной стратегией