Общество, 18 янв 2016, 00:25

Иран на свободе

Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

США и ЕС сняли санкции с Ирана. Теперь Иран может получить доступ к своим замороженным активам на сумму более $100 млрд и увеличить экспорт нефти — для начала на 0,5 млн барр. в день.

Санкции сняты

Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) сообщило, что с 16 января отменило запреты для третьих стран вести дела в Иране или с иранскими компаниями. Аналогичный запрет был снят и для иностранных подразделений американских корпораций. Для американских предприятий торговое эмбарго в отношении Ирана продолжает действовать. Правда, оно было немного смягчено: Вашингтон позволит экспортировать в Иран детали для гражданского авиастроения и импортировать иранскую продовольственную и ремесленную продукцию.

С того же 16 января снял ограничения, наложенные на Иран из-за его ядерной программы, Евросоюз — запись об этом появилась в Официальном журнале ЕС. Европа отказывается от нефтяного эмбарго и разрешает финансовые транзакции с иранскими компаниями и банками.

Таким образом было реализовано соглашение, которое Иран и ​шестерка стран-переговорщиков (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) достигли в середине июля 2015 года: Иран ограничивает свою ядерную программу мирными целями и ставит ее под международный контроль, а в обмен с него снимаются санкции. 16 января глава МАГАТЭ Юкия Амано опубликовал заявление, в котором подтвердил, что Иран выполнил все обязательства по ядерной программе, и поздравил всех причастных — в особенности шестерку стран — с тем, что «отношения между Ираном и МАГАТЭ отныне вступают в новую фазу».

Здесь нужно сделать оговорку, что с Ирана снимаются не вообще все санкции, а именно те, что связаны с ядерной темой. И Америка, и ЕС сохраняют санкции на продажу оружия Ирану, а также связанные с тем, что Иран поддерживал лиц и организации, подозреваемые в терроризме и нарушениях прав человека. По оценке юристов Майи Лестер и Майкла О’Кейна, специализирующихся на санкциях, ЕС исключил из санкционных списков 64 человека и 373 организации, в списке при этом осталось 29 человек и 94 организации. А американское OFAC 17 января даже ввело новые санкции против Ирана: под различные запреты и ограничения попали 11 компаний и лиц, связанных с ракетной программой (реакция Тегерана на последнюю инициативу американских властей к моменту публикации этой статьи не была известна).

Доступ к рынку

Для Ирана снятие санкций означает прежде всего две приятные вещи.

Во-первых, Иран получит доступ к своим средствам, которые сейчас заморожены. По оценке Всемирного банка, преимущественно в западных банках сейчас арестовано около $107 млрд. В основном речь идет о деньгах, которые Иран получил за экспорт нефти. После снятия санкций Иран сможет немедленно получить доступ к $29 млрд.

Во-вторых, Иран сможет нарастить поставки нефти. В 2015 году любые новости о возможном снятии с Ирана санкций сопровождались снижением нефтяных котировок. При этом ясного ответа на вопрос, сколько именно нефти исламская республика сможет поставить на мировой рынок, дано не было.

Министр нефтяной промышленности Ирана Бижан Зангене в прошлом году предполагал, что страна сразу же будет способна нарастить экспорт на 0,5 млн барр. в сутки. Другие иранские чиновники и бизнесмены прогнозировали рост экспорта в первые семь месяцев на 1 млн барр. и возвращение к досанкционным отметкам в 3,4 млн барр. в сутки в течение 12 месяцев. В беседе с РБК российские эксперты, например старший аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин, реалистичным называли рост экспорта на 0,5 млн барр. Кроме того, Иран располагает запасами добытой сырой нефти, которая сейчас находится в хранилищах. Точный объем неизвестен, он может достигать 40 млн барр.

В числе причин, по которым дешевеет нефть (на прошлой неделе Brent пробила уже $30 за баррель), эксперты и участники рынка неизменно называют рост предложения иранской нефти. Впрочем, возможно, что эти страхи преувеличены: помешать Ирану быстро нарастить нефтяной экспорт может изношенность инфраструктуры, предупреждала в прошлом году старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего Востока Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи. В августе 2015 года Всемирный банк прогнозировал, что к 2020 году Ирану потребуется $130–140 млрд инвестиций, лишь чтобы сохранить нефтедобычу на тогдашнем уровне.

Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей