Разошлись по нефти
Глава «Роснефти» Игорь Сечин и бизнесмен-миллиардер Михаил Фридман с интервалом в две недели представили на страницах газеты Financial Times свои взгляды на происходящее с нефтью. Их позиции оказались во многом противоположны.
На этой неделе FT в разделе «Мнения» опубликовала статью Сечина под заголовком «Нефтяным рынкам нужна реформа, чтобы отображать реальность для производителей и потребителей». В ней глава «Роснефти» указал на то, что ценообразование на рынке перешло под контроль финансистов-спекулянтов, что противоречит здравому смыслу.
В реальности «рынок жаждет нефти», поэтому обвал цен до $50 за баррель к началу 2015 года был абсолютно необоснован. А когда цены начнут восстанавливаться из-за сокращения инвестиций в добычу, спекулянты фьючерсного рынка вновь вступят в игру и поднимут стоимость барреля до $100 или даже выше, полагает Сечин.
В конце января в газете вышла статья основателя «Альфа-Групп» и бывшего совладельца ТНК-BP (куплена «Роснефтью» в 2013 году, сделкой руководил лично Сечин) Михаила Фридмана, где бизнесмен изложил несколько иную точку зрения. Он тоже считает, что цены на нефть не отражают фактические спрос и предложение, но связывает это не со спекулянтами, а с психологией рыночных игроков – с тем, как они воспринимают спрос и предложение. Нефть стоила дорого в 2011–2013 годах лишь потому, что люди думали, что ее в мире недостаточно, пишет Фридман. Стоило этому восприятию измениться, как нефть начала дешеветь.
РБК проанализировал, по каким еще пунктам разошлись колумнисты.