Общество, 18 мар 2015, 00:25

МТС замедляет рост

Читать в полной версии
Фото: Fotoimedia

Крупнейший в России оператор мобильной связи МТС последним из «большой тройки» раскрыл отчетность за 2014 год. По сравнению с 2013 годом рост выручки оператора замедлился, а чистая прибыль сократилась на 35%.

​Украина подвела

Консолидированная выручка группы МТС за год выросла на 3,1% и составила 410,8 млрд руб. Как следует из отчетности компании, доходы выросли за счет увеличения выручки от голосовых сервисов, передачи данных и увеличения количества абонентов. Показатель OIBDA компании по итогам 2014 года составил 175,5 млрд руб. (+ 0,3% год к году). Чистая прибыль сократилась по сравнению с 2013 годом на 35,1% — с 79,8 млрд до 51,8 млрд руб. Компания объяснила падение убытками от курсовых разниц и резервирование 5,1 млрд руб. в качестве убытков от банкротства украинского Дельта Банка. В целом 2014 год, хоть и расценивается компанией как удачный, показал снижение темпов роста основных показателей: в 2013 году рост выручки составил 5%, OIBDA — 8%, чистая прибыль выросла на 22% год к году.

Украина в минувшем году стала главным проблемным регионом холдинга. «На Украине в 2014 году было падение и выручки, и OIBDA, и ARPU. Это связано с прекращением нашей деятельности в Крыму, снижением трафика и количества абонентов в восточных областях», — заявил президент ОАО «МТС» Андрей Дубовсков. Как уточнил вице-президент МТС Василь Лацанич, до начала кризиса в российско-украинских отношениях в Крыму оператор занимал 72% рынка, а в восточных областях Украины — около 68%. «Из всех операторов в первую очередь ситуация отразилась на нас, так как наша доля в этих регионах была доминирующей», — сказал Лацанич. Выручка МТС на Украине по итогам года составила 10 млрд гривен (около 28,4 млрд руб. по курсу на 17 марта). Это чуть менее 7% от общей выручки группы.

Работу в Крыму местная «дочка» компании, «МТС-Украина», была вынуждена прекратить в начале августа 2014 года, как и остальные украинские операторы (в том числе и «Киевстар», принадлежащий подконтрольной акционерам «Альфа-групп» голландской Vimpelcom ltd). В 2013 году доля Крыма в выручке «МТС-Украина» составляла 9,8%.

Всего за год оператор потерял на Украине более миллиона абонентов, следует из отчетности МТС — количество клиентов оператора снизилось с 21,5 млн человек на конец 2013 года до 20,2 млн на конец 2014‑го. Выручка в украинском сегменте особенно сильно просела в четвертом квартале минувшего года (–19,2%), а в целом за год незначительно выросла (1,1%). Показатель OIBDA за год снизился на 9,5%, ARPU (выручка на одного абонента) упал на 5,9%, а MOU (количество минут, использованных абонентом в месяц) снизилось год к году на 18,1%, с 586 до 480.

Андрей Дубовсков отметил, что даже получение лицензии на оказание услуг 3G на Украине (компания получила лицензию в конце февраля этого года наряду с «Киевстаром» и еще одним украинским оператором «Астелит»; до этого 3G-сети в стране не было) «пришлось на те времена, когда монетизировать вложения будет сложно» из‑за девальвации гривны и сложной экономической ситуации в стране.

В России пока все лучше

В России МТС по итогам года осталась лидером по финансовым и операционным показателям. Выручка оператора выросла на 5,6% и составила 374,9 млрд руб. (у «МегаФона» — на 5,7%, до 310,8 млрд руб., у «ВымпелКома» упала на 3%, до 281,9 млрд руб.), OIBDA — на 4,5%, до 164,8 млрд руб. (у «МегаФона» — на 4,4%, до 138,2 млрд руб., EBITDA «ВымпелКома» упала на 8%, до 11,9 млрд руб.). Чистая прибыль оператора упала на 30%, до 44,4 млрд руб., — примерно так же, как и у «МегаФона» (упала на 27,4%, до 38,7 млрд руб.). «ВымпелКом» чистую прибыль в России не раскрывает.

Показатель ARPU МТС — 339 руб. (не изменился по сравнению с предыдущим годом), «МегаФона» — 321 руб. (–1,5%), «Билайна» — 325 (–1%). MOU МТС — 372 руб. (+4,2%), «МегаФона» — 334 руб. (–2,9%), «Билайна» — 316 руб. (+8%). На конец 2014 года МТС зафиксировала наибольшее среди «большой тройки» количество абонентов в России — 74,6 млн (прирос 8%). У «МегаФона» этот показатель 69,7 млн (+2,4%), у «Билайна» — 57,2 (+1%).

В самом быстрорастущем сегменте рынка, передаче данных, МТС пока отстает от его лидера «МегаФона», но незначительно. Выручка МТС в этом сегменте в 2014 году составила 64,4 млрд руб. (рост на 35,9%), «МегаФона» — 66,2 млрд руб. (рост на 33,2%). По данным аналитической компании «ТМТ-консалтинг», в 2014 году в России сегмент передачи данных вырос на 33%, до 180 млрд руб., рынок сотовой связи в целом — на 1,5%, до 950 млрд руб. В четвертом квартале показатели МТС по передаче данных были выше, чем у «МегаФона», отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов. «Операторы идут ноздря в ноздрю. Сказать, что у какой‑то компании преимущество, сложно», — говорит он. Аналитик отмечает, что учет показателей в этом сегменте усложняет переход большого количества абонентов на пакетные тарифы, где разделять голос и данные сложно.

Динамику выручки от голосовой связи компания не раскрывает, но, как сказал РБК Василь Лацанич, она снизилась в пределах 3‑4%. В 2015 году, по его словам, снижение этих доходов также продолжится, но МТС рассчитывает на рост абонентской базы и выручки от передачи данных. Гендиректор «ТМТ-консалтинг» Константин Анкилов считает, что голосовая связь перестала быть драйвером роста, и в 2015 году доходы всех операторов будут расти за счет мобильной передачи данных и связанных с ней услуг.

В 2015 году МТС прогнозирует рост выручки на 2% (в России на 3%). «Мы рассчитываем на рост потребления услуг сотовой связи, считаем, что он продолжится», — сказал Василь Лацанич. В 2014 году количество абонентов МТС в России росло быстрее, чем в 2013‑м, небольшой рост ожидается и в 2015 году, говорит Константин Анкилов. По его словам, в России в 2014 году было более 240 млн SIM-карт, в следующем году их количество приблизится к 250 млн. Прогноз роста выручки МТС в 2015 году Константин Белов назвал «не впечатляющим», при этом отметив, что «МегаФон» и вовсе ожидает выручку на уровне 2014 года. «Абоненты будут физически потреблять больше трафика. Но приведет ли это к росту доходов? В условиях кризиса люди будут стараться меньше тратить. Корпоративные клиенты также будут стараться по возможности сократить свои расходы», — считает аналитик.

Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват