Общество, 18 апр 2018, 22:59

Путин подписал федеральный закон о «запрете определенных действий»

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, в котором говорится о введении новой меры пресечения — «запрете определенных действий»
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

В соответствии с подписанным главой государства документом, который опубликован на официальном портале правовой информации, вносятся изменения в несколько статей Уголовно-процессуального кодекса России. Так, в статье 105 теперь говорится о новой мере пресечения – «запрете определенных действий». В соответствии с федеральным законом эта мера избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения более мягкой меры пресечения.

Суд может, в частности, запретить подозреваемому или обвиняемому выходить из дома в определенное время, находиться в некоторых местах, общаться с определенными лицами, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления или использовать средства связи и интернет или управлять автомобилем. По решению судьи запрет может касаться как одной сферы, так и сразу нескольких.

Например, в случае запрета управлять автомобилем у подозреваемого или обвиняемого изымается водительское удостоверение, которое приобщается к уголовному делу и хранится в нем до отмены запрета.

В качестве исключения подозреваемый или обвиняемый не в праве быть ограничен в использовании средств связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, дознавателем и контролирующим органом.

Контроль за соблюдением запретов будет осуществлять ФСИН. Срок действия запретов будет зависеть от тяжести преступления и варьироваться от 12 месяцев (при преступлениях небольшой и средней тяжести) до 36 месяцев (в случае особо тяжких преступлений). В случае их нарушения суд может изменить меру пресечения на более жесткую, отправив нарушителя под домашний арест или в СИЗО.

Предполагается, что новая мера пресечения обеспечит «положительный экономический эффект», поскольку уменьшит госрасходы на содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей и выплаты в счет возмещения вреда, «связанного с нарушением прав личности при заключении под стражу». Однако, как предположил в комментарии РБК после принятия документа в третьем чтении Госдумой партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко, данная мера пресечения будет декларативной и реально не работающей на практике.

«Несмотря на презюмируемую гуманизацию государства к избранию мер пресечения, заключение под стражу по-прежнему существенным образом превалирует над альтернативными мерами пресечения — домашним арестом или, например, залогом, который почти не применяется на практике. Указанная мера пресечения может быть применена в качестве дополнительной меры к залогу и домашнему аресту, что может привести к нарушению прав и охраняемых законом интересов подследственных», — сказал эксперт.  
ИИ-стартап Anthropic собрался на IPO. Почему это может быть плохой идеей
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Акции, облигации или валюта: куда эксперты советуют вложиться в декабре
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостероне
«Ценовые ножницы»: что ждет российских нефтяников в 2026 году
Замедление YouTube обрушило траты рекламщиков на него в России на треть
Каждую секунду — мусоровоз пластика. Почему мир не может решить проблему