Общество, 18 мая 2015, 00:25

Смартфонное право

Читать в полной версии
Фото: Corbis

В некоторых местах России уже сейчас можно расплатиться в магазине или автобусе с помощью смартфона. Скоро таких мест станет больше: Минкомсвязи выпустило правила, регламентирующие эту технологию для всей страны.

Минкомсвязи утвердило правила применения технологии, которая позволяет организовать бесконтактный обмен данными между устройствами в небольшом радиусе действия. Приказ министерства, вступивший в силу сразу после публикации, касается встроенных в смартфоны и планшетные компьютеры вспомогательных устройств ближней связи NFC (Near Field Communication).

NFC используется для платежей, идентификации пользователей, считывания данных. Например, оплатить товар в магазине или оказанную услугу с помощью смартфона с встроенным NFC-чипом можно за пару секунд: для этого нужно просто поднести телефон к терминалу, оснащенному соответствующим считывающим устройством.

Ведомство видит перспективы применения технологии NFC прежде всего в сегменте мобильных платежей и системах доступа (на транспорте, в музеях, гостиницах и т.д.). «Благодаря сверхмалому (до 10 см) радиусу действия обеспечивается максимальная безопасность связи и повышенная защита от перехвата данных. Поэтому технологию NFC можно использовать в личных идентификационных документах (при наличии дополнительных средств шифрования)», — отмечается в пояснительной записке к документу.

Рынок дождался правил

Оборот бесконтактных платежей в России и в мире невелик, но быстро растет (см. врез). Этот рост подстегивают крупные IТ-корпорации: свою систему осенью 2014 года запустила Apple (Apple Pay), а в 2015 году на рынок выйдут Google и Samsung (запуск Android Pay запланирован на май 2015 года, Samsung Pay — на лето 2015 года). «В России крупные компании настороженно относились к NFC — как раз ввиду отсутствия регулирования. Правила, утвержденные Минкомсвязи, формируют правовое поле, что может стимулировать применение технологии», — объясняет РБК руководитель департамента информационно-коммуникационных технологий и финансовых сервисов J’son & Partners Сonsulting Сергей Золкин.

Правила Минкомсвязи формализуют различные параметры применения технологии (модуляции, кодирования, скорости передачи и радиочастотной структуры интерфейса). По сути, ведомство закрепило де-юре то, что существует де-факто, считает редактор информационно-аналитического агентства Content-Review Сергей Половников: «Долгое время в России Wi‑Fi был вне правового поля. Сейчас у каждого Wi-Fi-модема есть стандартизированный уникальный идентификатор, по которому можно найти это устройство. Также и у NFC не было единого стандарта, регламента, формализованных технологий. Теперь они появляются».

Но есть в правилах и нечто совсем новое — они вводят обязательное декларирование устройств. Как следует из справочной информации к приказу, теперь производителям устройств с модулем NFC придется предоставлять сведения о том, что гаджеты соответствуют установленным обязательным требованиям (получать декларацию на телефон с NFC, позволяющую применять эту технологию в коммерческих целях). Без такого декларирования продавать устройства в России запрещено. Выдачей разрешений будет заниматься Федеральное агентство связи (Россвязь). Как пояснил РБК заместитель директора департамента внешних коммуникаций министерства Дмитрий Захаров, нормативный документ обратной силы не имеет и те устройства, которые уже продаются и используются, регистрировать и сертифицировать не нужно.

Приказ Минкомсвязи открывает рынок NFC для госструктур, которые — в отличие от коммерческих — требуют лицензирования, сертифицирования, формализации: NFC теперь станет возможно использовать в различных государственных и силовых ведомствах, рассуждает Половников из Content-Review. Представитель «МегаФона» Татьяна Зверева уверена, что изменения позитивно повлияют на развитие платежей и других NFC-сервисов. «Мы рады, что правительство наконец сформулировало положения о технологии бесконтактной оплаты: теперь мы не в одиночестве будем развивать NFC и работать над финансовой грамотностью населения», — говорит исполнительный вице-президент «​Евросети» Виктор Луканин.

Правила решают не все

Операторы «большой тройки» и некоторые ретейлеры уже начали продвигать свои сервисы с NFC. Например, у «МегаФона» есть платежный NFC-проект с MasterCard и банком «Ак Барс», проекты по оплате проезда в общественном транспорте в Казани, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. «МегаФон», как и другие операторы, сейчас готовится к пилотному NFC-проекту с Московским метрополитеном, рассказала Зверева. NFC-платежи уже можно осуществлять с помощью смартфонов со счета платежной карты «Билайна», сообщила представитель оператора Анна Айбашева. Оплачивать услуги и покупки таким образом (по технологии PayPass или PayWave) можно в магазинах, ресторанах, на заправочных станциях, которые оборудованы соответствующими считывающими устройствами. «В четвертом квартале 2014 года оборот по NFC-платежам в нашей базе вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим кварталом», — говорит Айбашева. Луканин из «Евросети» отмечает, что с момента запуска в декабре 2014 года сервиса NFC-платежей в нем зарегистрировались уже более 100 тыс. пользователей, и их количество «растет ежедневно высокими темпами».

Впрочем, есть и проблемы. По словам представителя «Связного» Марии Заикиной, основных две: в России мало смартфонов (в 2014 году только 16% проданных смартфонов имели чип NFC) и мало людей, которые привыкли платить карточкой (по разным оценкам — 12–20%). У «Евросети» немного другие данные: за 2014 год на российском рынке доля продаж смартфонов с поддержкой NFC выросла в денежном выражении с 30 до 35%, а в натуральном — с 16,5 до 18% по сравнению с 2013 годом. Более активному распространению «умных» телефонов мешает цена: в среднем смартфон с поддержкой функции бесконтактной оплаты в два раза дороже обычного — 17 тыс. руб. против 8,8 тыс. руб. (данные за 2014 год).

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая