МВФ указали на дверь
В Европе усиливается недовольство сотрудничеством Брюсселя с МВФ. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу в конце минувшей недели заявил, что у европейцев и без МВФ достаточно технических и финансовых ресурсов для помощи проблемным странам еврозоны. Эту позицию уже поддержали министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле и глава европейского стабфонда ESM Клаус Реглинг.
После завершения срока действия программ поддержки Греции, Португалии и Ирландии проблемами зоны евро должны заниматься исключительно европейские структуры, считают чиновники в Брюсселе и Берлине. До сих пор совместный контроль за ходом этих программ осуществляла «тройка» — Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ.
Причин для недовольства у европейцев несколько. Так, Реглинга и Шойбле сильно беспокоят регулярные требования МВФ провести новую реструктуризацию долгов Греции. «Когда в 2014 году завершится программа помощи Греции, тогда мы и проанализируем, справляется ли эта страна со своей долговой нагрузкой. Только после этого можно будет принять решение о том, как действовать дальше», — заявил в минувшие выходные немецкий министр финансов. В свою очередь Клаус Реглинг в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung упрекнул МВФ в том, что фонд подрывает авторитет европейского пакта стабильности, постоянно критикуя европейцев за их приверженность к соблюдению целевых установок по экономии госрасходов и бездействие в отношении обеспечения экономического роста. Что же касается Жозе Мануэля Баррозу, то в интервью португальским СМИ глава Еврокомиссии использовал даже такую формулировку, как «диктат МВФ». Высокопоставленный еврочиновник уже давно требует от фонда «проявления большей солидарности», то есть выделения для помощи проблемным странам еврозоны более крупных сумм.
В МВФ готовность европейцев спасать еврозону самостоятельно вызвала раздражение. «Мы, в общем-то, и не настаивали на том, чтобы в долговременном плане заниматься делами еврозоны. Просто в 2010 году нас об этом попросили», — заявил Handelsblatt источник в МВФ. Кстати, и в самом Международном валютном фонде его роль в спасении единой европейской валюты давно подвергается критике. Так, целый ряд развивающихся стран уже в течение нескольких месяцев требуют, чтобы МВФ, помогая богатой Европе, не забывал о существовании и других регионов мира. Глава МВФ Кристин Лагард, впрочем, отреагировала на заявления своих европейских партнеров весьма сдержанно. Она отметила, что конструкция «тройки» действительно является «необычной». Впрочем, сотрудничеством этим она довольна, указала г-жа Лагард.
Примечательно, что на участии МВФ в спасении единой европейской валюты в 2010 году настояла канцлер Германии Ангела Меркель. Сделала она это по той причине, что не очень-то верила в способность Баррозу и Еврокомиссии добиться проведения в странах жестких реформ. Вольфганг Шойбле, однако, уже тогда выступал против приглашения МВФ к сотрудничеству, а в качестве координатора борьбы с кризисом предлагал создать европейский валютный фонд. Похоже, теперь на эту роль претендует ESM под руководством Клауса Реглинга. Третий же член «тройки» — ЕЦБ — рассматривает в последнее время свою роль в ней как временную. Все решения принимают ЕС и МВФ, ведь ЕЦБ мандата на финансовую политику не имеет, подчеркнул в связи с этим член совета директоров центробанка Йорг Асмуссен.