Общество, 18 июн 2021, 03:56

Минсельхоз предложил завозить рабочих-мигрантов на чартерных поездах

В ведомстве предложили решить вопрос нехватки трудовых мигрантов для сбора урожая с помощью организации чартерных поездов. Пока ввозить рабочих можно только самолетами, но для участников отрасли это дорого
Читать в полной версии
Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Минсельхоз совместно с РЖД может запустить чартерные поезда для ввоза мигрантов для сезонных работ в поле, узнал «Коммерсантъ».

По информации источника газеты, этот вопрос обсуждался на совещании в министерстве на прошлой неделе. В самом Минсельхозе подтвердили изданию, что прорабатывают с сельхозпроизводителями и регионами возможность подачи коллективных заявок на организацию железнодорожных рейсов. Всего в этом году в АПК планировалось привлечь к сезонным работам 38,2 тыс. рабочих из соседних стран.

Россия ограничила въезд иностранцев в марте 2020 года. В минувшем марте власти разрешили завозить рабочих компаниям со штатом более 250 человек и выручкой свыше 2,5 млрд руб. Ягодный союз тогда сообщал главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву, что такие критерии не подходят для большинства участников отрасли. В мае ограничения по выручке и числу сотрудников сняли для привлечения работников из Таджикистана и Узбекистана.

Однако иностранные рабочие могут попасть в Россию только с помощью авиации, что существенно повышает транспортные затраты участников рынка, отметили в беседе с изданием в Минсельхозе. В ведомстве также добавили, что регионы уже запрашивали о возможности организовать перевозки рабочих поездами. Это позволит сохранить темпы развития российского АПК, отметили в министерстве и добавили, что направили в регионы запросы об объеме заявок на количество рабочей силы.

Генеральный директор Ягодного союза Ирина Козий подтвердила «Коммерсанту», что предприятия не пользовались возможностью ввоза рабочих самолетами из-за дороговизны. По словам президента Ассоциации садоводов России Игоря Муханина, средняя стоимость билета на одного рабочего составляет 80 тыс. руб. без учета карантинных мер.

По словам источника издания, на совещании представитель РЖД оценил стоимость проезда в чартерном поезде в 12 тыс. руб. на человека. При этом для ягодной отрасли в текущем сезоне мера запоздала, отметила Козий. По ее словам, еще весной часть хозяйств в Центре России сократили площади почти на треть из-за неопределенности с рабочей силой, а пиковый сезон сбора ягод закончится в середине июля и завезти рабочих участники рынка не успеют.

Но производители овощей открытого грунта и садоводы по-прежнему нуждаются в рабочей силе. По словам руководителя аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей Татьяны Губиной, к середине июля начнется активная уборка урожая и хозяйствам понадобятся сборщики, сортировщики и другие работники. Представитель нижегородского производителя ягод и спаржи «Рассвет» отмечает, что работы в полях завершаются в октябре и в пиковые периоды компания испытывает потребности примерно в 250 рабочих. Там также добавили, что иностранный персонал с профильным опытом работает в два-три раза эффективнее, чем неподготовленный.

В свою очередь, гендиректор ГК «Белая Дача» Вадим Матусевич предупредил, что нехватка рабочих может привести к удорожанию продукции и потере урожая, отметив, что в самой группе не используют труд мигрантов. По словам Муханина, многие садоводческие хозяйства до сих пор не могут найти рабочую силу.

В РЖД изданию пояснили, что для перевозки пассажиров поездами международного сообщения нужно решение оперативного штаба по борьбе с коронавирусом. В компании заявили, что готовы обеспечить перевозки трудовых мигрантов в Россию, если такое решение будет принято, однако для этого должен быть определен заказчик перевозок, с которым заключат договор. Пока заявок на перевозку иностранных граждан поездами в РЖД не поступало.

В то же время глава Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края Айдын Ширинов отметил, что перевозка иностранных рабочих чартерными поездами также может оказаться слишком затратной для производителей. По его мнению, для решения проблемы дефицита нужно возобновить использование автомобильного транспорта.

Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору