ФТС: Грузовики и фуры стали проходить таможню вдвое быстрее
Скорость благодаря Интернету
Процедура обязательного информирования работает пока только месяц: она вступила в действие 17 июня 2012г., однако, отметил В.Ивин, за это время уже удалось достичь хороших результатов. По его словам, в сравнении с 2011г. количество груженых транспортных средств, которые пересекают границу РФ, выросло с 2,5 тыс. до 3,2 тыс. При этом среднее время всех таможенных процедур сократилось почти на 40%: если раньше водители грузовиков и фур проводили на таможенных пунктах часы, то теперь все процедуры занимают 35-40 минут.
"У нас есть самый загруженный пункт пропуска - это Бурачки на российско-латвийской границе. Так вот, в самые лучшие времена пропускная способность этого пункта пропуска колебалась от 360 до 380 груженых транспортных средств в сутки. Сейчас этот пункт уже в норме делает 390-410 грузовиков. Я считаю, что это самый лучший показатель за месяц работы системы", - привел пример В.Ивин.
Для обеспечения широкого доступа к возможности подачи информации о перевозимых товарах был введен в действие бесплатный электронный портал, который не требует электронно-цифровой подписи. Как отметил В.Ивин, круг лиц, которые имеют право подать информацию, очень широк: это могут сделать отправители, уполномоченные представители, в том числе находящиеся за рубежом, а также перевозчики - в любой момент следования, - если кабины автотранспорта оборудованы доступом в Интернет.
Обязательное информирование и на море, и на суше
В.Ивин напомнил, что система добровольного информирования о ввозимых товарах уже работала за полтора года до введения обязательной процедуры, благодаря чему и удалось добиться хороших показателей. "Мы подошли к 17 июня с такими цифрами: почти 100% информирования было в регионах Сибири и Дальнего Востока, наименьшие показатели на уровне 50-60% были в деятельности Северокавказского таможенного управления", - рассказал В.Ивин, отметив, что за первый месяц работы не удалось избежать и ряда проблем.
В основном были проблемы технического характера, в частности был ряд нареканий к каналам связи. "Многие перевозчики практиковали такую схему: пока машина находится в пути, владелец груза либо перевозчик подает предварительную информацию на портал, затем по телефону ему передается 36-ти символьный код из цифр и букв, который ему нужен на таможне. Соответственно, водитель приезжал в пункт пропуска, предоставлял этот штрих-код, и в каком-то символе могла быть ошибка", - рассказал В.Ивлев. По его словам, к осени эта проблема будет решена.
В.Ивин также отметил, что первые полгода работы новой нормы "репрессивные меры, связанные с привлечением к ответственности либо возврату транспортного средства за пределы страны, как это сейчас практикуется в ЕС, применяться не будут, однако такие ситуации будут отрабатываться через систему управления рисками". В заключение он сообщил, что в будущем введение обязательного предварительного информирования планируется и для других видов транспорта.