Авторское право вступило в схватку с Интернетом
Вероятно, не приведет к радикальным изменениям и вступление в силу с 1 января 2008г. 4-ой части Гражданского кодекса (ГК), которая предписывает организациям по коллективному управлению авторскими правами заключать только прямые договоры с авторами. Дело в том, что устарела сама концепция авторских прав: на смену эпохе Гуттенберга пришло время цифровых технологий: копирование становится неотъемлемой частью нашей жизни – достаточно сказать, что браузеры наших ПК совершают его автоматически при загрузке интернет-страниц.
"Сегодня, когда носители электронные и копирование не стоит буквально ничего, говорить о старой концепции просто смешно, – заявляет в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" аналитик агентства прикладных коммуникаций Евгений Богорад. – Нужно корректировать старые законы и придумывать новые концепции, которые позволяли бы справедливо вознаграждать авторов".
Не до смеха разве что продавцам MP3, DVD и книготорговцам. "У России нет своей концепции", – возражает гендиректор компании "Сидиком" Дмитрий Бакутин, повторяя привычную пословицу о том, что дело не в качестве законов, а в качестве их исполнения. Может быть, бороться с копированием и невозможно, но ограничить вопиющие формы распространения контрафакта в России хотелось бы - такова логика торговцев легальным продуктом.
Но если контрафакт теоретически еще можно вычистить с улиц (за счет "просветления" МВД РФ), то как же от него избавиться в Интернете? По мере проникновения сети (11% на сегодня) этот вопрос все больше актуализируется. "Ранее объем ущерба от пиратов был равен пользе, которую они приносили, – рассказывает гендиректор компании "Эксмо" Олег Новиков. – Люди получали информацию о книгах, и если текст казался им интересным, они шли покупать его в магазин. Дело в том, что читать бумажные книги пока много удобнее, чем электронные. Но мы понимаем, завтра появятся такие носители, с которых удобно будет читать и электронные тексты… Это, с одной стороны, увеличит количество читателей, но с другой, несколько снизит объем книг на бумажном носителе. Мы должны быть на этом рынке, и быть там первыми".
Заметим, "электронные читалки книг" уже в продаже по цене 600 долларов – устройство работает на отраженном свете, грубо говоря, не светит в глаза. Когда "читалка" упадет в цене до 100 долларов, "книжный рынок будет так же колбасить, как сегодня колбасит рынки музыки и кино", считает Е.Богорад. Возможно, смягчить этот вызов удастся за счет развития online-сервисов, где читатель, заплатив незначительные деньги, получит качественный текст (музыку, кино), а писатель - свою часть гонорара и т.д.
Но в то же время нужно понимать, что все сегменты рынка интеллектуальной собственности очень разные. Как считают эксперты, тот же Интернет представляет особую опасность для собственников прав на аудиопродукцию: именно здесь сконцентрирована аудитория меломанов. А вот видеопродукцию удобнее покупать неподалеку от дома или остановки, чем через сеть.
При этом бороться с пиратством в Интернете легче, чем бороться с ним на улице, считают эксперты, обращая внимание прежде всего на разницу в масштабах этих явлений. Немудрено, что правообладатели обеспокоены именно улицей: Интернет и новая концепция авторских прав – время для них по большому счету еще не подошло.
В заключение остается добавить, что в России, как и во всем мире, легальные производители из реальных способов борьбы с пиратством пока что пошли на снижение цен и выпуск упрощенных дешевых версий. Изменилась и позиция мэйджоров, которые снизили ставки для России, что также позволило выпускать более дешевую продукцию. Результатом стал общий тренд к снижению доли пиратской продукции. Если говорить о рынке DVD, то в 2002г. еще в принципе не было легальной DVD-продукции.