Иностранным языкам учат иностранные программы
Разумеется, в иностранные компании, как правило, и не принимаются сотрудники без знания второго языка. Но если для одних профессий это жесткое условие (например, для экономистов – соискателей места в международных аудиторских конторах), для других (тех же программистов) знание языка не является критическим моментом: обычно обучение происходит во время работы. В то же время и для российских компаний, осваивающих внешние рынки, специалисты со знанием языков – находка.
Рынок труда реагирует на этот вызов при помощи языковых школ. Так, в Москве их более 50, не считая тысяч "репетиторов-нелегалов". Как известно, в столице не особенно работают законы конкуренции: в плоскости формирования цен у языковых школ ее почти нет, и семестр обходится в среднем в 500-600 долларов (европейские языки). Впрочем, школы не чураются различных маркетинговых "фокусов": например, предлагаются скидки – постоянным клиентам (двоечникам), нескольким членам одной семьи, студентам или тем, кто прошел online-тестирование.
Любопытно, что ряд решений языковых школ основан на нехватке времени. Так, популярностью у особенно занятых людей пользуется дистанционное интернет-обучение. "Программы для e-learning в основном иностранные, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" главный методист Denis' School Елена Бабушис. – Например, отличились французская компания Auralog S.A. и британское издательство McMillan, разработав наиболее удачный на сегодняшний день софт". Попытки создания отечественных программ такого рода продолжаются, но рынок сегодня предлагает только иностранные, констатирует эксперт.
Причем программы для e-learning в несколько раз дешевле курсов: годовая лицензия стоит около 6 тысяч рублей, когда пиратская копия программы еще дешевле – правда, пираты не обеспечат технического сопровождения и "подключения" к конкретной языковой школе, педагог которой будет контролировать процесс обучения.
Можно отметить, что продукты e-learning особенно актуальны для регионов, так как предлагают обучение на дистанции. По той же причине востребованы они среди корпораций: лучше, чтоб сотрудники дольше находились в офисе, чем уходили пораньше.
Постоянно появляются в программах различные ноу-хау – например, 3D-визуализация артикуляционных особенностей речи, контроль со стороны преподавателя, напоминания о невыполненных упражнениях и т.д. Но и слабые стороны e-learning вполне очевидны – на этапе знакомства с программой возможна потеря времени на восприятие ее функционала.
Может быть, дистанционное обучение иностранному языку избавит языковые школы от сезонности? Ведь летом, как правило, возникают проблемы с наполнением групп: скидки в этот период достигают 50%!
Остается добавить, что уровень знания иностранных языков среди россиян довольно низок – одним иностранным владеют, по данным Госкомстата, 1,3% граждан, несколькими – 0,5. Однако и сам русский язык довольно сложный, ответят филологи. Его роль отличается от роли других чисто функциональных языков. Миссию русского языка по степени важности можно сравнить с миссией французского, который стал языком Просвещения, или испанского, который явился языком колониальных завоеваний.
Напомним, 2007г. объявлен в РФ Годом русского языка. В 21 веке, когда высшее образование повсеместно становится платным, приходит осознание, что даже знание собственного языка - уже большое достижение. Так, в КНР количество безграмотных в возрасте старше 15 лет составляет 100 млн человек. Почти полмиллиарда жителей Африки, ЮВА и Китая в возрасте младше 15 лет никогда не были даже в обычной школе, не то что в языковой.