Сажать как всех
Правительство оценило летние инициативы бизнеса по смягчению уголовного законодательства в сфере экономики. Треть важных для предпринимателей идей не нашла поддержки, остальные еще обсуждаются, следует из доклада Минюста.
В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев поручил аппарату правительства проработать вопрос о реформе уголовного и уголовно-процессуального законодательства для защиты интересов предпринимателей. Собрать предложения бизнеса, Минэкономразвития, МВД, Следственного комитета и Верховного суда и представить их в правительство поручили Минюсту. РБК удалось ознакомиться с проектом доклада, из которого следует, что из девяти предложений бизнеса участники обсуждения отбраковали три.
Опасные группы
Бизнес-омбудсмен Борис Титов, инициировавший это обсуждение в правительстве, предлагал отменить для экономических преступлений такие отягчающие признаки, как группа лиц по предварительному сговору, организованная группа и использование служебного положения. Но эта идея не нашла поддержки в Минюсте. Эти признаки никак нельзя отнести к несущественным, к тому же их исключение для преступлений в сфере экономики поставит предпринимателей в привилегированное положение, что противоречит статье Конституции о равенстве всех перед законом, аргументируют авторы доклада. Ведомство Александра Коновалова напоминает, что ранее подобное нарушение Конституции привело к тому, что пришлось упразднить особую «предпринимательскую» статью о мошенничестве (ст. 159.4 УК).
УК много не бывает
Не нашла поддержки и идея декриминализировать ряд статей Уголовного кодекса и перевести их в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Речь идет о ст. 171 УК (незаконное предпринимательство), ч. 1–2 ст. 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) — товарного знака и маркировки), ч. 1 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица).
Перевод этих статей в КоАП «приведет к снижению уголовно-правовой охраны значительного сегмента общественных отношений», что негативно скажется на защите прав граждан и интересах добросовестных предпринимателей, считают в Минюсте. Кроме того, по мнению ведомства, исключение из УК части 194-й статьи ударит по федеральному бюджету, поскольку объемы уклонения от уплаты таможенных платежей возрастут.
Не планируется и разработка особого порядка возбуждения уголовных дел в сфере экономической деятельности (возбуждение дела только с санкции прокурора; сейчас следователь самостоятельно принимает такое решение) и особого порядка принятия решений о проведении следственных действий. По мнению Минюста, в выделении производства по экономическим делам в особую главу Уголовно-процессуального кодекса нет необходимости — каких-либо существенных отличий в расследовании таких дел нет. Кроме того, особый порядок производства по экономическим делам не согласуется с тем, что законодательного определения понятия «предприниматель» сейчас нет.
Все три предложения очень важны для предпринимателей с точки зрения безопасности ведения бизнеса в России, рассказал РБК сопредседатель «Деловой России», омбудсмен по вопросам, связанным с незаконным уголовным преследованием бизнеса, Андрей Назаров. «Мы согласились разделить работу на два этапа, надеемся, что во второй этап войдут оставшиеся вопросы, — говорит он. — Очень важно все же выделить судопроизводство по делам предпринимателей в отдельную главу УПК». «В процессе расследования большинство компаний прекращают свою работу, в то время как до суда доходит только половина дел. Обыски и изъятие документов не должны парализовывать работу компаний, нужен особый гуманный подход», — настаивает он.
То, что Минюст пока не смог поддержать все предложения бизнеса, «вряд ли означает конец либерализации уголовного права России», говорит РБК партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов. «Право динамично, и в скором времени мы вполне можем ожидать новые инициативы по упрощению и снятию уголовных рисков с бизнеса», — считает он.
3 сентября Минюст направил проект доклада в правительство, сообщил РБК представитель министерства. Эту версию поддержали Генпрокуратура и Минэкономразвития, другие ведомства свои позиции в Минюст не отправляли, уточнил он.
Минэкономразвития в своем отзыве поддержало два предложения бизнеса — увеличение порогового размера ущерба для возбуждения уголовного дела в сфере экономики и расширение действия ст. 76.1 УК (освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности), рассказал РБК представитель Минэкономразвития. Минюст полностью учел эту позицию, добавил он.