Общество, 18 ноя 2008, 12:57

В России снижается доля импортируемого пива

После кризиса 1998 года доля импортного пива на российском рынке выросла с 0,35% до 0,7%. Однако, по мнению продавцов пенного напитка, в следующем году мы будем наблюдать снижение рынка импортного пива на 20–25%. Виной тому не только мировой финансовый кризис, но и высокие таможенные пошлины, которые делают импортное пиво трудно доступным для конечного потребителя.
Читать в полной версии

Очистка 1 литра напитка на таможне стоит до 1,5 долл. Поэтому не удивительно, что почти все зарубежные бренды обзавелись лицензионным производством в России.

"Мы прогнозируем, что в 2009г. рынок импортного пива в стране упадет на 20-25%, – признается в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" председатель СД компании "Русская традиция", являющейся крупнейшим дистрибутором импортного пива в России, Андрей Браиловский. – Кризис первым делом бьет по потреблению. А импортные продукты априори очень дорогие (импортное пиво стоит в 2-3 раза дороже российского)".

К началу 2009г. эксперт прогнозирует волну банкротств как среди ритейлеров, так и среди импортеров пива. Но слияний и поглощений на этом рынке ожидать не стоит, потому что количество игроков и без того незначительно. При этом, если ранее зарубежным брендам было выгодно выходить на российский рынок (из стран БРИК именно в РФ самая высокая покупательная способность), сегодня общим стало признание, что российский рынок все-таки очень маленький, несмотря на высокие покупательские способности немногих граждан. Большинство россиян, согласно опросам ВЦИОМ, вовсе не замечают на прилавках существенного снижения ассортимента (71% респондентов), так что о банкротстве пивных импортеров сожалеть будет меньшинство.

Любопытно, что импортеры пива при этом связывают надежды развития своего бизнеса с обещаниями премьер-министра Владимира Путина. "Если ситуация поменяется – Владимир Владимирович говорил, что мы вступим в ВТО – и у нас будут правила как во всем мире, мы считаем, что доля импортного пива в России вырастет в разы", - говорит А.Браиловский.

Однако бренды, которые импортируют свое пиво в РФ, рано или поздно обзаводятся в стране своими заводами. На долю транснациональных компаний (бельгийско-бразильской SUN InBev, датской Carlsberg, голландской Heineken, турецкой Efes или американской SABMiller) приходится 90% производимого в России пива.

В 2008 году "в лицензию" ушли (т.е. стали производиться на территории РФ) такие зарубежные бренды как Velkopopovicky Kozel Cerny, Asahi, Oettinger. Со следующего года к ним планируют присоединиться Grolsch, Faxe и другие.

Импортируемое пиво, таким образом, окончательно растворится в марках, разливаемых в России. Зарубежные ТНК просто скупят абсолютное большинство из доставшихся РФ в наследие от РСФСР более 230 пивоваренных заводов.

К слову, компания Carlsberg владеет брендами "Балтика", "Арсенальное", "Ярпиво", "Невское" и др. (прибыль уходит в Данию), SUN InBev владеет "Клинским", "Сибирской короной", "Толстяком" и др. (прибыль уходит в Бельгию и Бразилию), Efes обзавелся "Старым мельником", "Белым медведем" и др. (прибыль уходит в Турцию), у Heineken – "Охота", "Бочкарев" и т.д. (прибыль идет в Голландию), SABMiller – "Золотая бочка" и т.д. (прибыль течет в США). Безмерная радость для России – рабочие места на советских пивзаводах. В стране же, по словам экспертов, осталась только одна собственно российская компания – "Очаково".

Впрочем, не только импортерам приходится несладко в связи с кризисом. Скупившим советские заводы иностранным компаниям также нелегко. В Carlsberg заявляют, что в III квартале 2008г. ожидают снижение прибыли в РФ. SABMiller признает, что на конец сентября т.г. продажи в РФ упали на 4%. И в SUN InBev фиксируют падение спроса в экономическом сегменте.

По мнению руководителя исполкома Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, российский рынок уже не так привлекателен для транснационалов, как, например, китайский. К концу 2008г. в организации прогнозируется рост рынка всего на 3%.

Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как нейросети загнали Google в «мусорную» ловушку — Fast Company
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным