Сэкономить на крестьянах
В конце октября Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2014 год и основные параметры расходов на 2015—2016 годы. В ближайшие три года бюджетные траты сократятся на 5%. Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года не стала исключением. Как стало известно РБК daily, совокупные расходы на сельское хозяйство в 2014—2016 годах сократятся на 25,4 млрд руб. Однако при этом в 2014 году Госпрограмма, напротив, увеличится на 5,5 млрд руб. от изначально предусмотренных параметров.
По информации РБК daily, в 2014 году на сельское хозяйство может быть выделено 167,8 млрд руб., тогда как по паспорту Госпрограммы на 2013—2020 годы в будущем году планировалось выделить 162 млрд руб. В 2015 году планируется выделить 165,6 млрд руб. (вместо 175 млрд), а в 2016 году — 164,7 млрд руб. (взамен 186 млрд).
В 2014 году планируется сократить большинство направлений сельского хозяйства. Так, на финансирование растениеводства планируется выделить 39,3 млрд руб. вместо 43,4 млрд, на животноводство — 57,6 млрд руб. (61,9 млрд), мясное скотоводство — 6,7 млрд руб. (7,09 млрд), фермерам — 8,18 млрд руб. (8,62 млрд), на техническую модернизацию — 1,9 млрд руб. (2 млрд), на развитие села 8,99 млрд руб. (9 млрд).
В то же время финансирование таких подпрограмм, как «Развитие мелиорации» и «Обеспечение реализации Госпрограммы», планируется увеличить на 700 млн руб. (до 7,9 млрд) и 14,5 млрд руб. (до 37,2 млрд) соответственно.
В пресс-службе Минфина РБК daily рассказали, что увеличение расходов на реализацию Госпрограммы в 2014 году обусловлено необходимостью исполнения поручения правительства о создании резерва в размере 14,3 млрд руб. в связи с сезонными рисками. Этот запас сформирован для оперативного реагирования на последствия природно-климатических условий, изменения конъюнктуры рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также с целью повышения эффективности управления ресурсным обеспечением Госпрограммы.
Сокращение в 2016 году размера бюджетных ассигнований на выполнение программных мероприятий связано с применением общих подходов к формированию проекта федерального бюджета на 2014—2016 годы, добавили в Минфине. Вопрос об увеличении расходов на сельское хозяйство в 2015—2016 годах будет рассмотрен в очередном бюджетном цикле с учетом возможностей доходной части федерального бюджета.
Участники аграрного рынка не стали комментировать предстоящие изменения бюджетных расходов.
Дмитрий Юрьев, заместитель министра сельского хозяйства
По итогам оценки реализации предыдущей пятилетней Госпрограммы было предложено заложить отраслевой резерв в размере до 15% для минимизации последствий рисков отрасли. Расходование по этой статье осуществляется по решению правительства, средства могут быть направлены на поддержку аграриев, например в связи с чрезвычайной ситуацией или проведение противоэпизоотических мероприятий, борьбу с саранчой, увеличение финансирования проведения закупочных и товарных интервенций и другие мероприятия. По итогам девяти месяцев, при отсутствии отраслевых рисков, предполагается, что резерв будет направлен на меры поддержки селян.
В 2014 году помимо резерва в 14,25 млрд руб. в статье «Обеспечение реализации Госпрограммы» предусмотрены средства федерального бюджета для обеспечения функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора (Россельхознадзор), формирования государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления АПК России, уплаты взносов в международные организации, обеспечения деятельности подведомственных учреждений и содержания центрального аппарата (около 2,5% от объема средств по статье). При этом надо отметить, что объем средств по данной статье, если исключить резерв, также был оптимизирован на 5% по всем направлениям.
Средства на погашение задолженности по процентам по инвесткредитам заложены по направлениям «Растениеводство», «Животноводство» и «Мясное скотоводство». Для полного погашения дефицита средств по возмещению процентной ставки по инвесткредитам, выданным до 2013 года, необходимо выделить средства федерального бюджета в объеме 21,8 млрд руб.
Дальнейшая корректировка объема господдержки отрасли будет осуществлена при формировании бюджета на 2015—2017 годы. Все будет зависеть от динамики экономического развития страны в целом. В случае улучшения среднесрочного прогноза объем бюджетных расходов может быть увеличен.
Дарья Снитко, главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка
Мероприятия, запланированные государственной программой развития АПК, направлены преимущественно на цели достижения продовольственной безопасности России. Оставляя в стороне вопрос о приоритете сельского хозяйства в распределении бюджетных расходов, стоит фокусироваться на эффективности использования средств. В условиях сокращения поддержки станет актуальной проблема отбора проектов. При этом рационально использовать комплексный подход в оценке: отраслевой принцип в выборе направлений поддержки должен быть совмещен с оценкой эффективности инвестора. В этих условиях целесообразно финансировать направления сельского хозяйства, которые имеют конкурентные преимущества на мировом рынке аграрной продукции: зерно (пшеница, ячмень, рожь), масличные (подсолнечник, лен, рапс) и их переработка, а также фокусироваться на формировании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в скотоводстве. При этом адресная поддержка должна поступать на развитие, а не поддержание убыточного производства.
Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка
В рамках запланированного секвестра расходы на сельское хозяйство сокращаются на 5% в 2014—15 годах и на 10% в 2016 году. Правда, это без учета резервного фонда, составляющего 14 млрд руб. Однако с учетом дополнительных ассигнований в 2013 году в 42 млрд руб. сокращение в 2014 году по сравнению с 2013 годом получается более существенным — на 17%. Такая ситуация не может не вызывать беспокойства, особенно в связи с остающимся сложным и тяжелым положением в ряде отраслей аграрного сектора, а именно в молочном животноводстве (где, кстати, намечается сокращение субсидий на 16% в 2014-м и 12% в 2015 году), яичном птицеводстве (в результате рекордных цен на корма в течение прошедшего сезона имело место существенное сокращение поголовья несушек, так что в настоящее время в потребительском секторе имеет место бурный рост цен), производстве риса (эта отрасль наиболее сильно из всех растениеводческих пострадала от вступления России в ВТО). В то же время рисоводы никакой помощи от федерального правительства так пока и не получили. В рисоводстве мы уже видим негативные последствия — посевные площади и урожайность сократились. Достаточно сложная финансовая ситуация наблюдается и в ряде других отраслей и аграрных регионов страны.