Общество, 18 ноя 2014, 00:25

UTair высаживает туристов

Читать в полной версии
Фото: Transport Photo Images

Anex Tour – крупная туристическая компания, работающая на массовых направлениях Турции, Таиланда и Египта, до конца года выведет 11 самолетов из состава парка авиакомпании UTair в дочернюю структуру — «Катэкавиа». После этого маневра компания Андрея Мартиросова формально «потеряет» около миллиона пассажиров.

UTair уходит в дивизионы

О том, что наблюдательный совет UTair принял решение о выделении чартерного бизнеса в отдельную компанию, РБК рассказал гендиректор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов.

«Катэкавиа» – «дочка» UTair, рассказал гендиректор авиакомпании. Ей UTair передает девять Boeing-757 в рамках плана по разделению всего бизнеса на дивизионы, говорит Мартиросов. По его словам, для компании это важно: «перевозчик не формирует лицо продукта», и UTair несет репутационные потери, так как «чартерный проект прочно ассоциируется с ней». «Мы и дальше готовы управлять этими лайнерами, но его все же надо разделить. Мы решили этот продукт выделить, и Anex Tour нас поддержала», – сказал Андрей Мартиросов. Перевод самолетов в «Катэкавиа» будет завершен до конца 2014 года. Эти самолеты заполняет туристами компания Anex Tour.

По словам собеседника РБК, знакомого с процессом передачи самолетов в UTair, «Катэкавиа» уже подала документы в Росавиацию и решение о расширении флота будет согласовано в ближайшее время. Официальный представитель Федерального агентства не стал это комментировать. Управляющий авиаперевозками Anex Tour Танер Кара не стал комментировать решение туркомпании.

Согласно сайту Anex Tour в 2013 году услугами компании воспользовались 1,6 млн туристов. Компания не раскрывает объем туристов, которые были перевезены на собственных самолетах. Компания также перевозит на самолетах UTair не только собственных пассажиров, но и продает блоки мест сторонним туристическим операторам.

Источник РБК, близкий к туристической отрасли, отмечает, что на этих самолетах авиакомпания перевозила более 1 млн пассажиров в год. Всего, по данным Росавиации, по итогам 2013 года UTair перевезла 8,1 млн пассажиров, заняв третье место в России по этому показателю.

Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий отмечает, что стратегия разделения на дивизионы приводит к большей прозрачности деятельности всех бизнес-единиц. «В таких условиях становится понятно, где возникают расходы и доходы, и исключается внутреннее кросс-финансирование разных видов деятельности. Это может привести к падению продаж, но доля рынка не может быть важнее прибыльности», – считает эксперт.

Anex Tour встает на крыло

Идея создания своей авиакомпании возникла у Anex Tour в начале 2010 года. Первые два самолета Boeing 757-200 туроператор планировал поставить под флаг «дочки» «Аэрофлота» – «Донавиа». Но позже компания поменяла решение, начав сотрудничество с UTair.

К концу этого года парк собственных самолетов Anex Tour, поставленный под флаг UTair, будет насчитывать 12 самолетов, среди которых девять Boeing 757-200, два Boeing 767-300 и Boeing 767-200, сказано на сайте Anex. Всего туроператор занимается загрузкой 19 самолетов UTair, к перечисленным выше прибавляются три Boeing 737-800, один Boeing 737-500 и Boeing 737-800 и А321, которые принадлежат авиакомпании.

Самолеты туроператор взял в лизинг на пять лет за счет собственных средств, заявлял РБК в 2010 году совладелец компании Серхат Кочкар. Позже представители Anex Tour говорили о желании получить собственное свидетельство эксплуатанта, однако от этой идеи в итоге отказались. Вчера Серхат Кочкар не отвечал по мобильному телефону.

Авиакомпания «Катэкавиа» была основана 26 декабря 1995 года. В 2012 году вошла в группу компаний UTair как перевозчик, специализирующийся на рейсах в Красноярском крае, сибирском регионе и восточной части России. Согласно сайту перевозчика, у авиакомпании 31 воздушное судно: 23 Ан-24РВ, пять Ту-134А, один Ан-26Б, два Ан-26-100. Все самолеты базируются в аэропортах Красноярск, Емельяново и Черемшанка, Сыктывкар, Сургут, Внуково и других.

От чартеров к регулярным перевозкам

Идея создания туристическим оператором собственной авиакомпании лежит на поверхности, утверждает гендиректор ООО «Пегас» Анна Подгорная. «Наличие собственной авиакомпании позволяет туроператору быть более гибкими и оперативными на рынке», – отмечает она, называя это преимуществом. В то же время Анна Подгорная называет и один из недостатков: авиационная деятельность – это другой вид деятельности, нельзя ее смешивать с туристической. «Она подчиняется другим видам бизнеса», – отмечает она.

Вывод из парка авиакомпании самолетов, работающих на туристических направлениях, нивелирует риски крупного туроператора, отмечает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, работа авиакомпании под крупным туроператором – рыночная практика.

«Для материнской компании UTair это вывод непрофильного бизнеса из структуры и оптимизации издержек. В то же время он признает, что рост пассажиропотока в UTair на международных линиях происходил в большем случае благодаря взаимодействию с туристической компанией», – отмечает Олег Пантелеев.

Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
Америка, Китай и «неприсоединившиеся». Как мир распадается на блоки
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию