Пандемия коронавируса, 18 ноя 2020, 10:27

Студенты МГУ потребуют в суде скидку из-за дистанционного обучения

Студенты МГУ, которые учатся на платной основе, решили подать иск к вузу, чтобы добиться скидки на обучение. Из-за дистанционного образования качество обучения снизилось, а платят они по-прежнему от 240 тыс. до 570 тыс. руб. в год
Читать в полной версии
Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва»

Студенты-контрактники, обучающиеся в МГУ, решили подать в суд иск с требованием пересмотреть расценки на обучение в связи с переходом на дистанционное образование. Первым об этом сообщил Telegram-канал «Первый университетский», на это обратил внимание «Коммерсантъ».

Как писал Telegram-канал, решение обратиться в суд было принято после онлайн-конференции студентов МГУ и членов адвокатской палаты города Москвы 19 октября. С помощью коллективного иска студенты намерены добиваться скидки на обучение.

Как следует из данных приемной комиссии МГУ на 2019 год, стоимость обучения в вузе варьируется от более чем 240 тыс. руб. в год (некоторые программы магистратуры) до 570 тыс. руб. (бакалаврская программа по менеджменту в Высшей школе бизнеса). Всего в МГУ, по данным сайта университета, обучаются более 38 тыс. человек. Как отмечает «Коммерсантъ», ректор вуза Виктор Садовничий ранее указывал, что 20% среди них обучаются на платной основе.

В исковом заявлении, которое пересказывает «Коммерсантъ», указано, что из-за карантина весной студенты не могли посещать библиотеки, общаться лично с преподавателями, отсутствовала возможность проведения полноценной практической и лабораторной работы, им был закрыт доступ к научно-исследовательскому оборудованию. Преподаватели, как и студенты, оказались не готовы к переводу обучения в дистанционный формат, «в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования», указывают истцы.

На качество обучения на «дистанте» также повлияло то, что из-за неготовности интернет-ресурсов к массовому переходу на удаленное обучение возникали многочисленные технические сбои.

При этом в договорах студентов, подписавших контракт с вузом, прописано, что обучение должно быть очным. В связи с этим студенты просят обязать МГУ частично вернуть выплаченные ими средства за весенний семестр 2019–2020 учебного года и осенний семестр 2020–2021 учебного года.

Иск планируют подать в суд до конца недели.

В МГУ в ответ на запрос РБК заявили, что с марта 2020 года «в московском университете были оперативно приняты все возможные меры, направленные, с одной стороны, на исполнение соответствующих предписаний и рекомендаций, а с другой — на сохранение непрерывности образовательного процесса, обеспечения его максимального соответствия утвержденным стандартам и программам». В частности, в пресс-службе упомянули запущенную еще до начала пандемии платформу онлайн-образования «Университет без границ».

«Говоря о возможных мерах социальной поддержки обучающихся в вузе, в том числе о возможности снижения стоимости обучения в период пандемии для студентов, обучающихся на договорной форме обучения, при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать тот факт, что дистанционная форма обучения является разновидностью очной формы образовательного процесса», — заявили в МГУ.

Один из инициаторов иска, студент третьего курса философского факультета МГУ Семен Беляев, рассказал, что всего в качестве истцов заявлен 21 студент вуза. «Остальные, к сожалению, боятся заниматься судебным разбирательством против главного вуза страны, переживают, что процесс замнут, а их потом отчислят как несогласных, либо возьмут на карандаш, — говорит он. По его словам, истцы рассчитывают на скидку минимум в 50%, хотя, «по ощущениям, продуктивность обучения упала на 70–80% точно».

Беляев в разговоре с РБК озвучил ряд претензий к руководству вуза, в их числе — неготовность технических платформ к массовому переходу на дистанционное образование, в том числе и «Университета без границ», на который ссылается пресс-служба вуза. «Весной мы вообще занимались на платформах Zoom и Skype, «Университета без границ» еще не было. Однако с его появлением в этом семестре ситуация не сильно изменилась: сервера не выдерживают лекции с большим количеством людей, звук скачет, видео виснет, качество того и другого — ниже среднего. Иногда из-за проблем с нагрузкой на серверы могут отмениться все пары», — объяснил он.

Проблемы есть и с тем, насколько сами преподаватели готовы к «дистанту». «Не все преподаватели умеют [правильно] обращаться с техникой, использовать интернет. Например, некоторые преподаватели звук не могут включить или презентацию вывести на экран. Они не виноваты и, наверное, в их трудовых договорах не прописан необходимый уровень технической грамотности. Но мы-то тоже не виноваты, а страдает от этого качество нашего образования», — говорит Беляев. Наконец, претензии есть и качеству учебных материалов. «Например, по одному предмету весной нам скидывали на почту презентации и какие-то задания. Презентация — это набор тезисов, сопутствующих лекции. Презентация нужна лишь для наглядности, чтобы было проще запомнить, но это не полноценная информация, по которой можно освоить материал», — пояснил студент. Подобный формат обучения он сравнил с самообразованием. «С таким же успехом можно просто смотреть лекции на YouTube или в любом онлайн-университете», — заключил он.

Студентка МГУ Анастасия Колесникова подтвердила наличие претензий, о которых говорил Беляев. Она отметила, что на некоторых специальностях «должна была быть практика «в поле», выезды в определенные места, для изучения практических дисциплин». «Но всего этого учащиеся были лишены».

«Про физкультуру и говорить стыдно. Это превратилось в вакханалию. Студентам предлагалось сидеть и строчить огромные и бессмысленные рефераты про физическую культуру, строение мышц и тому подобное. Как вы понимаете, постоянное сидение за компьютером укреплению здоровья не помогает. А еще и отнимает время от работы над более важными дисциплинами... Потом нужно было снимать/фотографировать себя во время выполнения определенного комплекса упражнений и высылать это преподавателям», — говорит она.

Проблемы возникали и со сдачей экзаменов через интернет. «На экзаменах у многих ребят были технические перебои. И не все преподаватели принимали это за форс-мажор, обвиняли в списывании. Простой взгляд куда-то в сторону или отвлечение на что-то происходящее в доме студента тоже истолковывались порой неверно, как подсматривание куда-то», — пояснила она.

«Мы хотим донести такую мысль, что не обвиняем всех преподавателей. Им тоже оказалось очень сложно. Мы понимаем. Но проблема в том, что их работа не была правильно организована свыше. Многие старались изо всех сил не снижать качество. Пожилым преподавателям отдельное уважение, что они с этим справлялись как могли», — заключила Колесникова.

10 ноября мэр Москвы Сергей Собянин распорядился о переводе на удаленку студентов городских колледжей и университетов. Министерство науки и высшего образования в связи с распространением коронавирусной инфекции также распорядилось перевести подведомственные вузы в Москве и Санкт-Петербурге на дистанционное обучение с 13 ноября по 6 февраля.

С критикой качества дистанционного обучения ранее неоднократно выступали родители школьников, многие из которых были переведены на дистанционное обучение в связи с эпидемией. Более 80% опрошенных во время осеннего исследования центра социального проектирования «Платформа», заявили, что дистанционное обучение не сможет в ближайшем будущем полностью заменить очное образование. По данным исследования, опыт пандемии показал, что такой формат преподавания создает дефицит контроля и контакта с аудиторией.

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом