Общество, 18 дек 2013, 01:05

Привет, немытая столица

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

В ближайшее время столица может лишиться трети автомоек. К такому выводу пришла «ОПОРА России», проанализировав список объектов самостроя, обнародованный московским правительством. Под снос могут попасть почти 500 моек, построенных по упрощенной программе, которую экс-мэр Юрий Лужков утвердил в середине 1990-х. По данным «ОПОРА», сегодня в Москве порядка 1,5 тыс. автомоек.

Сергей Макаренко, владелец двух моек в столице, был участником той лужковской программы. «В 1996—1997 годах город начал программу по оснащению московских улиц моечными постами, — вспоминает г-н Макаренко. — Город выделял участки, а коммерсанты возводили мойки. Тогда с нас не требовали ни разрешения на строительство, ни экспертизы. Я тоже построил несколько моек и оформил их в собственность».

На прошлой неделе две мойки, принадлежащие бизнесмену, вошли в перечень объектов, признанных городом самостроем. «Сменилась власть, и моя собственность оказалось незаконной», — недоумевает коммерсант. Проблемы с бизнесом у г-на Макаренко начались в конце прошлого года, когда правительство выпустило постановление о сносе объектов, имеющих признаки самостроя, что повлекло проверки. «Тогда мы отстояли свой бизнес, но власть не успокоилась», — вздыхает собеседник издания.

«Кадастровая оценка одного из моих объектов — 60 млн руб., — делится г-н Макаренко. — Не исключаю, что он мог заинтересовать другого бизнесмена, более дружного с властями».

Член президиума «ОПОРА России» Алексей Небольсин рассказал РБК daily, что к ним обращаются большое число предпринимателей, столкнувшихся с аналогичной проблемой. «Бизнес-сообщество очень обеспокоено сложившейся ситуацией — потенциально под снос попадает около 480 моек, построенных по лужковской программе, — говорит г-н Небольсин. — А в Москве всего порядка 1,5 тыс. моечных постов. Если снести треть, то город опять утонет в немытых машинах и цены на мойку, естественно, вырастут». Такая же ситуация может произойти с автосервисами, так как они тоже в большом количестве строились по упрощенной программе бывшего мэра, прогнозирует эксперт.

Между тем весной 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин на заседании правительства поручил подчиненным «совместно с проектировщиками подобрать места под автомойки». «Их в городе явно недостаточно, и цены там кусаются», — заявлял тогда градоначальник.

Летом Московская топливная ассоциация обращалась к столичной власти с просьбой разобраться в ситуации, указывая, что подобные объекты недвижимости были построены законно и имеют зарегистрированные права собственности. В сентябре на это обращение департамент городского имущества (ДГИ) Москвы ответил, что конструкции, возведенные по упрощенной программе, не могут быть признаны капитальными и поэтому не подлежат государственной регистрации.

Вчера в ДГИ не смогли оперативно ответить на вопрос РБК daily. Зато в Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города пояснили, что снести объекты, на которые оформлено право собственности, можно будет только после решения суда. У владельцев самовольно построенных объектов, есть два варианта — либо самостоятельно демонтировать строение, либо передать его городу, а потом попытаться выкупить его на торгах наравне с другими участниками.

Адвокат «Юков и партнеры» Марина Краснобаева отмечает, что судебные процессы по сносу часто бывают долгими и далеко не всегда заканчиваются сносом. «Снос самовольной постройки производится только по решению суда и по тем основаниям, которые предусмотрены в ГК РФ. Факт регистрации права собственности на недвижимое имущество (и в общем, и в упрощенном порядке) ничего не меняет и сносу не преграда. Росреестр не создает права фактом регистрации, он только их подтверждает. Если право будет оспорено, запись аннулируют», — поясняет г-жа Краснобаева. Основаниями для сноса могут являться нарушение строительных норм и правил, угроза жизни или здоровью граждан, которую несет постройка, и отсутствие согласия собственника участка на возведение постройки, добавила собеседница издания.

 

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway