Общество, 18 дек 2014, 18:02

Верховный суд предложил включить в ОСАГО затраты на эвакуацию машины

Пленум Верховного суда предложил требовать со страховых компаний по ОСАГО кроме возмещения убытков оплаты расходов, например затрат на эвакуацию и ремонт поврежденных дорог. Окончательное решение по этому вопросу суд примет в течение месяца
Читать в полной версии
Фото: Lori

Пленум Верховного суда России (ВС) в четверг обсудил проект постановления по обобщению судебной практики рассмотрения страховых споров, касающихся выплат по ОСАГО. В документе высокие судьи предложили четко разграничить подсудность дел. По общему правилу споры разрешаются в судах общей юрисдикции. Исключения составляют дела автолюбителей, вытекающие из их коммерческой деятельности. По мнению пленума ВС, такие иски должны рассматриваться в арбитражных судах.

Недопустимо, отмечают судьи, включать в договор обязательного страхования такие пункты, которые в дальнейшем помогут страховой компании избежать выплат. Эти пункты договора  должны признаваться судами ничтожными.

Высокие судьи отметили, что при начислении страховых выплат потерпевшие вправе потребовать не только возмещения расходов по восстановлению автомобиля, но и страхового  возмещения. Например, расходы на эвакуацию автомобиля после ДТП, доставку пострадавших в больницу, ремонт дорожных знаков или покрытия.

К реальному ущербу пленум суда отнес также и утрату товарной стоимости автомобиля, а также убытки, вызванные в том числе повреждением груза.

Расчет страховых выплат, отмечает пленум ВС, должен проходить в строгом соответствии с Единой методикой определения размера расходов. Высокие судьи пришли к выводу, что в том случае, когда размер страховой выплаты и сумма претензий потерпевшего различаются в пределах 10%, то эти цифры следует считать «находящимися в пределах статистической достоверности».

Если же автомобиль не подлежит восстановлению, то, по мнению ВС, следует определить его рыночную стоимость на момент аварии. В случае, если ОСАГО не может покрыть весь ущерб, то потерпевший вправе подать иск к виновнику аварии и потребовать у него недостающей части суммы.

В случае просрочки выплаты, отметил ВС, потерпевший вправе потребовать со страховой компании возместить 1% от суммы за каждый день просрочки. Пленум суда обратил внимание судей и на тот факт, что договор ОСАГО не действует за границей.

Пленум не стал в четверг принимать постановление и отправил его на доработку. Согласно обычной практике суду на это потребуется до месяца.

По мнению адвоката Марата Аманлиева, одна из главных проблем, связанных с ОСАГО, – это небольшой размер выплат. Несколько месяц назад сумма выплат была увеличена со 120 тыс. до 400 тыс. руб. И только сейчас, по мнению защитника, страховая сумма стала более-менее соответствовать стоимости ремонтных работ в Москве. Вторая проблема, отмечает Аманлиев, – это заниженная оценка ущерба страховщиками. «Сейчас мы судимся со страховой компанией, у клиентов разбили Land Rover, ремонт в дилерском центре обошелся в 600 тыс. руб., нам же выплатили всего 49 тыс. руб.», – приводит пример адвокат.
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые