Общество, 19 фев 2015, 00:25

Кризис добрался до Рублевки

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Рублевка пестрит объявлениями о продаже домов и участков. По сравнению с концом 2013 года в прошлом декабре количестно объектов, выставленных на продажу на вторичном рынке, выросло здесь в 3,5 раза. Но спрос из-за кризиса почти встал.

Предложение растет

В кризис предложение жилья на элитном Рублево-Успенском шоссе резко выросло, свидетельствуют опрошенные РБК риелторы. Всего на Рублевке около 2000 элитных домов, из которых на продажу сейчас выставлено больше 500 объектов против 350–400 домов в 2013 году, говорит гендиректор Kalinka Group Екатерина Румянцева. Агентство Knight Frank анализирует предложение стоимостью от $1 млн и не дальше 25 км от МКАД. На Рублево-Успенском шоссе сейчас выставлено на продажу 565 таких объектов против 511 на начало 2014 года, говорит руководитель отдела загородной недвижимости Knight Frank Алексей Трещев. По его словам, предложение на вторичном рынке загородной элитной недвижимости Рублево-Ус­пенского шоссе резко выросло в конце прошлого года. В декабре 2014 года количество вторичных объектов, выставленных за месяц на продажу, выросло по сравнению с тем же периодом 2013 года в 3,6 раза – с 10 до 36 домовладений. Схожая динамика наблюдалась в октябре–ноябре (см. график).

Последние пять лет поступало в неделю в среднем не больше пяти звонков о продаже домов на Рублевке, с прошлого ноября в день в агентство обращается по два-три собственника с просьбой продать их недвижимость здесь, говорит Трещев.

Дело в кризисе, резком падении рубля, а также новом порядке расчета налога на имущество физлиц (в октябре Владимир Путин подписал подправки в Налоговый кодекс, которые, в частности, позволяют местным властям с 2015 года взимать налог с кадастровой стоимости квартир, а не с их низкой инвентаризационной стоимости, определяемой БТИ), перечисляет Румянцева. Если раньше владельцы элитной недвижимости могли позволить себе держать ее «про запас», то теперь собственники задумались о том, насколько затратно содержать такие активы, рассуждает она.

Спрос падает

Но ровно по тем же причинам желающим продать дома на Рублевке сделать это сейчас непросто. Спрос резко упал к концу 2014 года, говорит управляющий партнер консалтинговой компании Blackwood Константин Ковалев. По его подсчетам, в 2013 году на Рублево-Ус­пенском шоссе было продано 38 коттеджей, в 2014 году – всего 26, из них в четвертом квартале – только четыре. На первичном рынке на Рублево-Ус­пенском шоссе за прошлый год было заключено только четыре сделки против 11 в 2013 году, добавляет Трещев из Knight Frank. В начале этого года спрос и вовсе встал: по данным Blackwood, в январе на Рублево-Успенском шоссе было закрыто только две сделки (и те в отношении участков под застройку).

До 90% объектов, поступающих на продажу на этом направлении, представляют собой «либо морально и физически устаревшие домовладения, либо высококачественные современные объекты, но с завышенным ценником», констатирует Трещев. Но спрос на высокобюджетные дома, от $4–5 млн, сейчас почти отсутствует, говорит директор департамента элитной недвижимости «Метриум Групп» Илья Менжунов: если в декабре 2013 года на рынке загородной недвижимости Московской области в этом сегменте было закрыто около 30 сделок, то в 2014 году продажи были единичны. Реализовать сейчас объекты дороже $2 млн практически невозможно, утверждает эксперт.

Мелкий демпинг

Цены на элитную недвижимость в прошлом году шли вниз, вслед за спросом. «В конце 2013 года средняя цена домовладения на первичном рынке Рублево-Успенского шоссе была максимальной среди всех анализируемых нами направлений Москвы и Московской области, но в прошлом году средняя стоимость выставленных на продажу объектов на Рублевке снизилась на 15%, до $3,4 млн, впервые уступив первое место Минскому шоссе со средней ценой в $3,7 млн», – говорит Румянцева из Kalinka Group. Цены снизились и на других направлениях (см. таблицу). По данным Knight Frank, несмотря на удачную первую половину года, общие продажи элитной недвижимости на вторичном рынке Москвы и области снизились в 2014 году примерно на 18%, до $450 млн.

«Покупка элитного дома на Рублевке – это все равно что покупка Ferrari, – рассуждает Константин Ковалев из Blackwood. – Но кто покупает Ferrari в разгар кризиса?» С начала 2015 года долларовые цены на элитную недвижимость на этом направлении снизились в ряде случаев на 15–30%, утверждает гендиректор агентства Tweed Ирина Могилатова. Но региональный директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Елена Юргенева пока называет это «отдельными случаями демпинга». Вместо серьезных скидок продавцы пока предпочитают переводить долларовые ценники в национальную валюту. По наблюдениям Могилатовой, рублевые ценники появились как на первичном, так и на вторичном рынке. Илья Менжунов из «Метриум Групп» утверждает, что на вторичном рынке в рубли цену предложения перевели примерно 30% продавцов. И эта тенденция продолжится, уверен эксперт.

Большинство продавцов на Рублевке резко снижать цену пока не готовы, констатирует Юргенева: «Многие собственники, поняв, что продать объект дорого в кризис у них не получится, решили повременить с продажей». Если массовое снижение цен и начнется, то не раньше апреля-мая, когда собственники поймут, что отсутствие покупателей – это не сезонное явление, а долгосрочное изменение конъюнктуры рынка, прогнозирует эксперт.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе