Общество, 19 мар 2013, 01:04

Иностранцы оценили российский бизнес-климат

Читать в полной версии
Фото: РБК

Административные барьеры пугают иностранных инвесторов больше, чем проблема коррупции и вымогательства. Зарубежный бизнес по-прежнему считает, что российские власти относятся к нему в первую очередь как к кошельку и лишь во вторую — как к младшему партнеру.

Иностранные компании, работающие в России, не ощутили существенных перемен в деловом климате страны за последний год. По результатам исследования РСПП, проведенного совместно с Fleishman-Hillard Vanguard, по итогам 2012 года 44% респондентов отметили улучшение бизнес-среды (34% считают его весьма незначительным), в то время как в 2011 году таковых было 55%. Больше всего нейтральных ответов: их доля выросла с 31% в 2011 году до 48% в 2012-м.

Главными проблемами, мешающими развитию нормальной предпринимательской среды в России, иностранцы считают высокие административные барьеры (50%), коррупцию (42%) и неразвитую инфраструктуру (37%). Причем острота нелегальных практик (к примеру, коррупции) в восприятии опрошенных снизилась (с 59% в 2011 году), зато «законные» препятствия, такие как административные барьеры (в 2011 году на них жаловались 31% предпринимателей), стали серьезной проблемой.

«В качестве приоритетных мер, способных стимулировать ведение бизнеса на основе принципов социальной ответственности, 52% опрошенных видят налоговое стимулирование (рост в два раза с 27%), прозрачность принятия решений органами власти (48%), а также преодоление практики избыточного регулирования и устранение административного давления (40%)», — комментирует результаты исследования гендиректор Fleishman-Hillard Vanguard, глава рабочей группы по коммуникациям при экспертном совете РСПП Елена Фадеева.

По мнению иностранных компаний, российские власти относятся к бизнесу либо как к кошельку (в этом ответы зарубежных предпринимателей со­впадают с мнением российских коллег), либо как к младшему партнеру (см. график). Впрочем, в 2011 году тех, кто считал, что отношение чиновников к бизнесу диктуется сугубо финансовыми интересами, было гораздо больше (61% против 48%).

Серьезного вмешательства контрольно-надзорных органов иностранные компании не боятся. Более того, около трети опрошенных отмечают, что они с ними вовсе не сталкивались. Вместе с тем в качестве самого страшного контролера респонденты назвали ФТС (в сумме она мешает 49% респондентов, причем 12% — сильно), лицензирующие органы (41%), налоговую инспекцию (36%; с другой стороны, в 2011 году на ФНС жаловались 51% респондентов), Роспотребнадзор (34%) и региональные администрации (32%).

Держат связь с российскими властями иностранные инвесторы в основном за счет личных контактов (83%). Менее востребованный канал — бизнес-ассоциации и отраслевые объединения (63%).

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России