Общество, 19 мар 2015, 00:25

Две тысячи дебоширов

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Росавиация предлагает ввести жесткие меры против пассажиров, хулиганящих во время авиарейсов. Авиакомпании уже ведут неофициальные черные списки дебоширов, но отказать им в перевозке пока не могут по закону.

За прошлый год Росавиация получила от российских авиакомпаний 59 сообщений об инцидентах на бортах самолетов с участием пассажиров, сообщил РБК представитель ведомства. В девяти случаях командиры воздушных судов принимали решение о незапланированных посадках на российских и иностранных аэродромах. Стоимость одной посадки — от нескольких сотен тысяч до 1 млн руб., говорит представитель Росавиации. Административный штраф за дебош на борту в 500–1000 руб. не покрывает этих убытков, говорит он.

В этом году Росавиация зарегистрировала девять случаев антиобщественного поведения пассажиров самолетов, из них в марте — пять.

Реальных случаев, о которых авиакомпании не информируют Рос­авиацию, значительно больше. Только «Аэрофлот» зарегистрировал за прошлый год более 7 тыс. нарушений со стороны пассажиров, рассказал представитель пресс-службы крупнейшего российского перевозчика. Авиакомпания ведет базу нарушителей, в ней около 2,5 тыс. человек, нарушивших правила поведения на борту, они зачислены в черный список. Еще 4,6 тыс. пассажиров нарушили общест​​венный порядок до взлета. «Аэрофлот» пока никак не использует черный список, закон запрещает, например, не пустить пассажира на борт, объясняет представитель авиакомпании. Но когда в законодательство будут внесены соответствующие изменения, черный список у компании будет готов, рассказывает он.

«Трансаэро» выступает за разрешение вести черные списки дебоширов, информацией из которых можно было бы обмениваться с российскими и зарубежными коллегами, говорит представитель «Трансаэро». Сейчас ведение таких списков не предусмотрено законом, но перевозчики фиксируют все случаи вмешательства нарушителей в их деятельность, добавляет он.

Авиакомпания S7 обещала предоставить комментарии позднее.

Росавиация неоднократно предлагала обеспечить пилотов и бортпроводников специальными средствами, в частности, разрешить использовать в крайних случаях пластиковые наручники и электрошокеры, говорит представитель ведомства. Кроме того, Росавиация поддерживает желание авиакомпаний легализовать «списки пассажиров.

Два года назад депутаты Государственной думы разработали и внесли законопроект, по которому внесенному по решению суда в черный список пассажиру авиакомпания могла бы отказать в перевозке. Кроме того, депутаты предлагали ввести в Уголовный кодекс статью «Хулиганство на борту воздушного судна», минимальное наказание по которой было бы равно 300 тыс. руб. штрафа, максимальное — лишение свободы до пяти лет. Но принят он так и не был.

В 2013 году предприниматель Сергей Кабалов устроил драку в самолете Москва — Хургада с бортпроводниками, сделавшими ему замечание за курение в туалете. После того как видеозапись с инцидентом распространилась через интернет, против него было возбуждено уголовное дело. Правоохранительные органы задержали Кабалова в Белоруссии, он был осужден на 3,5 года за попытку угона воздушного судна.

При покупке билета пассажир передает авиакомпании право распоряжаться персональными данными, в том числе и для составления таких баз данных, считает партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. Компании могут использовать их для внутренних информационных целей, например предупреждения экипажа, что на борту находится пассажир, склонный к нарушению порядка. «Аэрофлот» и «Трансаэро» поддерживают эти предложения, сообщили представители компаний.

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года