Участники арт-группы напомнили россиянам о дефиците
Для этого они отправили на улицы современной Москвы фарцовщика советских времен, предлагающего прохожим купить "дефицит". Видео о том, что из этого получилось, уже гуляет по интернету и пользуется популярностью.
Багажник стареньких "Жигулей" набит сигаретами, колой и сникерсами, сам "фарцовщик" стоит и предлагает купить у него "импорт, тот самый, о котором раньше мы могли только мечтать". Однако привыкшие к нынешнему потребительскому изобилию россияне игнорируют незадачливого продавца. Не помогают ни агрессивная реклама, ни попытки схватить прохожих за рукав – люди в основном раздраженно отмахиваются от этого "элемента" экономики времен "развитого социализма".
"Сейчас это в голове не укладывается, а тогда мы, как дети, смотрели на яркие этикетки случайно попавших в СССР заграничных товаров, – вспоминает вице-президент "МедиаСоюза" Елена Зелинская, – помню, как по ленинградским гостиницам распространяли туалетную бумагу – даже этот, казалось бы, обычный предмет повседневного быта был тогда экзотикой для рядового советского человека".
Оказывается, мы много чего уже успели просто забыть. Так, например, стерлось из памяти то, что когда-то фарцевали-перепродавали за у.е. – условную единицу, к которой приравнивался доллар. И наш горе-продавец так же пытается продать нынешний товар за эти мифические у.е. Те, кто соглашаются хотя бы посмотреть на пиво-сигареты, оказываются в тупике от цены в пять у.е - от обращения в такой "валюте" граждане успели отвыкнуть так же, как от дефицита.
Впрочем, определенный интерес продавец на "копейке" все же вызывает. Но не у покупателей, а у своих современных коллег – торговцев из близлежащих павильонов. Вслед за ними подоспели полицейские, чтобы проверить документы на право торговли. Кстати, в советское время нашему незадачливому фарцовщику грозила бы статья "спекуляция" и реальный срок заключения в местах не столь отдаленных.
Очевидно, что фарцовка, равно как и само понятие дефицита, полностью исчезли из нашей повседневной жизни. Но еще относительно недавно они были самым обыденным явлением. "Основа доперестроечных 80-х – блат. Купить ничего было нельзя, поэтому все всё "доставали": от куска говядины до югославских сапог. Самые "престижные" должности того времени – товаровед, заведующий магазином, мясник", – вспоминает Е.Зелинская.
Но то, что было суровой реальностью, а подчас и жизненной необходимостью еще лет 30 назад, сегодня вызывает лишь удивление и смех. Товарное изобилие и огромные магазины, на полках которых можно найти все, что душе угодно, сделали "профессию" фарцовщика комичной и бессмысленной.
Опыт, поставленный Back to the USSR на живых россиянах, можно признать удавшимся – фарцовщикам сегодня не на что надеяться, а дефицитом можно счесть разве что какой-нибудь сильно экзотический товар. Да и его, скорее всего, можно приобрести, причем, даже не выходя из дома, через интернет.