Общество, 19 мая 2015, 00:25

Миллиард в табакерке

Читать в полной версии
Фото: REUTERS

Megapolis, крупнейший оптовый продавец сигарет в России, приносит $12 млрд выручки в год, следует из оказавшейся у РБК отчетности компании. При этом в 2014-м продажи росли, несмотря на антитабачную политику государства.

Больше «Дикси»

Выручка группы «Мегаполис» в 2014 году выросла на 15,14%, до 506,96 млрд руб. (более $13,1 млрд по среднему курсу ЦБ за прошлый год), говорится в отчетности зарегистрированной в Нидерландах головной компании Megapolis Distribution (копия есть у РБК). Основу выручки — 92,1% всех поступлений, или 466,9 млрд руб. (около $12,1 млрд), — составили доходы от торговли табачными изделиями, этот показатель вырос год к году еще больше — на 16,42%.

Помимо сигарет «Мегаполис» продает целый набор продуктов, включая пиво (например, продукцию компании Carlsberg), чай и кофе («Милагро» и Dilmah), энергетические напитки (Red Bull и Bullit), зажигалки (Cricket, Clippers, Amatti), батарейки (Energizer, Samsung, Kodak), презервативы (Reckitt Benckiser).

Компания ведет операционную деятельность через 330 региональных офисов во всей стране, поставляя продукцию в 160 тыс. торговых точек, говорится в отчетности. Число сотрудников «Мегаполиса» превышает 15 тыс. человек.

Журнал Forbes включал «Мегаполис» в топ-10 частных компаний в России по итогам 2013-го: тогда выручка дистрибьютора была оценена изданием в 442,2 млрд руб. (примерно $13,9 млрд по среднему курсу ЦБ за 2013-й), что соответствовало 8-му месту между «Татнефтью» и «Северсталью».

Масштабы бизнеса «Мегаполиса» ранее можно было оценить с помощью аналитики Nielsen, которая подсчитывала доли производителей на рынке табачных изделий в натуральном выражении. «Мегаполис» является эксклюзивным дистрибьютором двух крупнейших табачных компаний — Japan Tobacco Int (JTI, марки — Winston, Camel, Mevius и др.) и Philip Morris Int. (Marlboro, Parliament, Chеrsterfield и др.), а также занимающего 5-е место Imperial Tobacco Group (Gauloises, West и др.). В марте 2015-го на трех производителей приходилось 67,76%, следует из отчетов Nielsen. В материалах «Мегаполиса» отмечается, что в 2014-м его доля, согласно данным Nielsen, составляла 68,4%.

В 2014-м «Мегаполис» получил чистую прибыль в размере 12,692 млрд руб. против чистого убытка 1,99 млрд руб. по итогам предшествовавшего года, следует из отчетности дистрибьютора. Убыток в 2013 году был «бумажным» — сформировался из-за того, что компания отразила сделку по продаже 40% инвесторам как «выплаты на основе акций», то есть засчитала эту операцию в разделе убытков, оценив в 11,6 млрд руб.

Эти 40%, как сообщала компания в декабре 2013-го, были проданы JTI и Philip Morris (каждой по 20%) за $1,5 млрд (то есть вся компания была оценена в $3,75 млрд). Владельцем оставшихся 60% акций в отчетности указана Megapolis Investments B.V., контролируемая Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым — их доли равны 66% и 34% соответственно.

Другие активы бизнесменов (см. справку) приносят им гораздо меньшие деньги. Для сравнения, выручка группы «Дикси» (управляет 2338 магазинами «Дикси» и «Виктория»), четвертого по величине продуктового ретейлера в России, в 2014-м была более чем вдвое меньше, чем у дистрибьютора сигарет, — 229 млрд руб., чистая прибыль — 4,49 млрд руб.

По итогам прошлого года владельцы «Мегаполиса» получили дивиденды в размере около $299 млн. Как следует из отчетности, $88,2 млн достались Philip Morris, $63,3 млн — JTI (акционеры владеют акциями разного класса, поэтому распределение дивидендов на акцию производится с учетом класса акций), $147,5 млн — Кесаеву и Кациеву.​

Законы не помешали

«Бизнес «Мегаполиса» — это, главным образом, логистическая составляющая, — рассказывает бывший сотрудник крупной табачной компании, ранее отвечавший за взаимодействие с дистрибьютором. — Они загружают свои фуры на фабриках и развозят сигареты на собственные распредцентры в регионах. Сотрудники табачных компаний отправляют в «Мегаполис» информацию, сколько надо везти сигарет и куда, после чего продукция развозится по точкам». По словам собеседника РБК, производителям очень удобно работать с «Мегаполисом» как с единственным дистрибьютором, потому что тот сразу оплачивает крупные партии сигарет и берет на себя все риски расчетов с розницей.

Продажи сигарет Megapolis Dis­tri­bu­tion в натуральном выражении в 2014-м снизились на 9% к аналогичному показателю 2013-го — это стало реакцией на антитабачную политику государства, говорится в материалах компании. В денежном выражении продажи не сократились из-за роста цен на табачные изделия, подчеркивает дистрибьютор. Из-за принятия «антитабачного закона» «Мегаполису» даже пришлось отказаться от IPO, запланированного с 2011 года.

Первая часть запретов на курение, заложенных в законе № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вступила в силу 1 июня 2013-го, вторая — год спустя. Теперь нельзя курить в большинстве общественных мест — в барах и ресторанах, в поездах дальнего следования, на вокзалах и в аэропортах и т.д. Запрещена реклама табачных изделий в СМИ и открытая выкладка на прилавках, а продажа возможна только в магазинах и специальных павильонах. Все эти меры вкупе с ростом акцизов (в 2014-м ставка увеличилась сразу на 42%, до 800 руб. за тысячу штук плюс 8,5% от розничной цены) привели к падению рынка в натуральном выражении.

Как сообщал РБК в феврале со ссылкой на отчетность Philip Morris, потребление сигарет в России в 2014 году снизилось на 9,2%, до 310,6 млрд штук, или 15,53 млрд пачек. Минздрав еще в октябре 2014-го объявил о сокращении числа курящих людей на 7 млн после введения «антитабачного закона». Данные опроса ВЦИОМ показали, что курит только четверть опрошенных, а в предыдущие годы таких было более 40%.​

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни