Общество, 19 июн 2008, 13:37

Потребление легальной водки может снизиться

Рост производства водки и ликероводочных, а также этилового спирта в 2007г. по сравнению с 2006г., эксперты считают некорректным, поскольку предшествующий год они называют кризисным для всего рынка алкогольной продукции, связанного с введением новых акцизных правил, внедрением ЕГАИС.
Читать в полной версии

В этом году цифры отражают реальную ситуацию в алкогольной отрасли. Так, за январь-май 2008г. производство спирта упало на 25%. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2007г. падение составило 35% относительно 2004г.).

Рынок водки и ликероводочных изделий практически стабилен, производство снизилось на 1,5% относительно 2007г. Такие данные представил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" генеральный директор центра исследований алкогольного рынка ЦИФРРА Вадим Дробиз.

По методике сплошного статистического наблюдения Росстата, в 2007г. объем рынка водки составил 195 млн далл. Из этой суммы на легальное производство приходится порядка 135-136 млн далл., нелегальное - 60 млн далл.

Но, учитывая повышения существующего акциза на спирт для алкогольной промышленности, потребление легальной водки снизится за счет роста теневого рынка. В данном случае речь идет о водке, которую производят легальные производители, но она не отражается в отчетности, считает председатель совета по вопросам алкогольного рынка при комитете ГД РФ по экономической политике Михаил Блинов.

Он привел цифры, которые демонстрируют результаты акцизной политики. Так, сегодня 145 млн далл. приходятся на водку по цене ниже 100 рублей. При повышении существующего акциза на спирт для алкогольной промышленности до 191 руб. в 2009г., как предлагает сделать Минфин, легальная бутылка водки будет стоить выше 100 руб. в рознице. В результате большая часть (из 145 млн далл). окажется на теневом рынке безакцизной водки заводского качества.

При этом эксперты уверены, что дешевая водка не грозит алкоголизации населения, поскольку сохранится прежняя ценовая категория. Условно говоря, как покупали 45% населения водку по цене 55-60 руб, так и дальше будут покупать, только водка из легальной превратится в теневую. В этом случае большая часть прибыли от продаж достанется теневым производителям, а в проигрыше останутся бюджет и нелегальные производители, которые не смогут конкурировать с такой ценой.

Пока все, что делает государство по урегулированию рынка алкоголя, малоэффективно, задачи не выполняются в поставленные сроки. По словам М. Блинова, "в последние два года меры по регулированию рынка "затюкали" легального производителя, тогда как нелегальный, теневой рынок живет великолепно".

Эксперты объясняют проблемы рынка водки и ЛВИ тем, что для государственного бюджета алкоголь и алкогольный рынок не являются бюджетообразующими, поэтому и отношение к ним соответствующее. "Так, алкогольный акциз принес государству 66 млрд руб. за 2007г, с учетом доходов от импорта 75 млрд руб. Всего государство собирает в бюджет 8,7 трл руб. При условии, если нелегальный алкоголь превратить в легальный, эта сумма 50-60 млрд руб все равно несущественна для государства", - поясняет В.Дробиз.

Добавим, что с 2008г. начинается новый этап консолидации алкогольной отрасли. Теперь рынок консолидируют не столько российские, сколько западные компании. Впрочем, все водочные компании одержимы идеей продаться крупнейшим иностранным алкогольным холдингам, прогнозирует В.Дробиз.

Правда, пока иностранные компании в большей степени интересует премиальный сегмент. В этом году польский дистрибьютор алкогольной продукции Central European Distribution Corp (CEDC) уже совершил две крупные покупки на алкогольном рынке РФ. Компания приобрела 49,9% дистрибьютора элитного алкоголя Whitehall и 85% акций владельца водки "Парламент" и ликеро-водочного завода "Урожай". Также обсуждается сделка по приобретению иностранцами 90% крупнейшего в России производителя водки "Русский алкоголь" у компании "Промышленные инвесторы".

Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Закат звезды Далио: почему стратегия инвестора больше не работает
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Как бизнес-ангелы зарабатывают на «единорогах»: советы Оскара Хартманна