Общество, 19 июн 2013, 01:03

Между волей и обязательством

Читать в полной версии
Фото: из личного архива

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2012—2013 годы Генеральной прокуратуре совместно с заинтересованными федеральными государственными органами предписано проанализировать практику применения законодательства в части, касающейся ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок. О результатах необходимо доложить в президиум Совета при президенте России по противодействию коррупции до 15 июня 2013 года. «Трансперенси Интернешнл — Р» решила помочь Генеральной прокуратуре и провела собственный анализ имплементации конвенции в России.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в 1997 году по инициативе США, где еще с 1977 года действовал закон «О подкупе иностранных должностных лиц». Таким образом, оказывалось, что американские предприятия в отличие от зарубежных коллег не могут использовать механизмы подкупа.

Россия в рамках переговоров о присоединении к ОЭСР ратифицировала данный документ лишь в 2012 году. Но еще в 2011 году в российском Уголовном кодексе появился новый субъект — «иностранное должностное лицо». Однако ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» оперирует понятием «иностранное публичное должностное лицо», что приводит к определенной неясности и несогласованности.

Таким образом, в части законодательства выполнены все требования, однако применение этого законодательства происходит неудовлетворительно, поскольку, как и при анализе конвенции ООН против коррупции, качество правоприменения прямо пропорционально воле субъектов исполнения закона.

Например, единственное дело, закончившееся обвинительным приговором в отношении иностранного должностного лица, касается деятельности компании IKEA в России. В 2012 году Дорогомиловский районный суд Москвы вынес приговор в виде пяти лет лишения свободы в колонии строгого режима гражданину Швеции Окану Юналану, признанному виновным в покушении на коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством в особо крупном размере.

Информация по этому делу достаточно противоречива. Известно только, что Мосгорсуд рассматривал 22 июля 2012 года кассационную жалобу стороны защиты. Данные о кассации и сам приговор в открытых источниках найти не удалось. Но это дело не касалось российских чиновников, поэтому и закончилось приговором в отличие от последующих в нашем обзоре.

Возбуждение дела, связанного с коррупционной деятельностью концерна Daimler, было инициировано правительством США и в данный момент активно изучается и расследуется на территории России. В апреле 2010 года генпрокурор Юрий Чайка сообщил, что правоохранительные органы занимаются расследованием всех обстоятельств, связанных с коррупционным скандалом вокруг Daimler. «Мы обратились в США и запросили официальные материалы для того, чтобы нам было видно, куда нам дальше идти», — заявил он.

«Трансперенси Интернешнл — Р» изучила материалы дела и обратилась к министру юстиции США за разъяснением о ходе разрешения дела, однако выяснилось, что правоохранительные органы не обращались в США за оказанием содействия в рассмотрении данного дела. Таким образом, рассмотрение дела серьезно затягивается.

Следующее дело связано с деятельностью Hewlett-Packard в России. В августе 2007 года в немецкие правоохранительные органы поступило заявление от налогового аудитора о подозрительно крупной сумме, которую небольшая саксонская фирма ProSoft получила от дочерней компании Hewlett-Packard за оказание неких услуг в Москве. В прокуратуре Дрездена было возбуждено уголовное дело об уклонении от уплаты налогов и превышении должностных полномочий. Следствие длилось три года. По версии прокуратуры, компания Hewlett-Packard, получив оплату за контракт с Генпрокуратурой России — 35 млн евро, отослала обратно 7,5 млн евро должностным лицам в России, имена которых в интересах следствия не раскрываются.

В московских офисах Hewlett-Packard проводились обыски в рамках расследования российских правоохранительных органов в 2010 году. После разгоревшегося скандала в Генпрокуратуре России от каких-либо комментариев отказались. Между тем немецкую сторону заинтересовали и другие контракты, которые HP заключала в 2003—2009 годах с различными российскими госструктурами. Так, на сайте НР было указано, что она «повышала эффективность деятельности» не только Генпрокуратуры, но и, например, Счетной палаты, Конституционного, Верховного и арбитражного судов, практически всех министерств и ведомств и даже администрации президента России.

По инициативе Германии проблемами с российскими контрактами HP также занялись Минюст США и Комиссия по ценным бумагам и биржам. В России данных о возбужденных делах в отношении российских лиц, причастных к данному делу, нет.

В административном порядке было рассмотрено всего около 114 дел, при этом доля дел с участием иностранных должностных лиц ничтожна. В России получается, что воля того, кто применяет закон, превыше самого закона, особенно это заметно в делах с участием российских высокопоставленных лиц. Но хочет Россия или нет, ратифицировав данную конвенцию, она подчиняется международному принципу pacta sunt servanda — «договоры должны исполняться» — и вынуждена будет исполнять взятые на себя обязательства.

 

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать