Общество, 19 июн 2014, 01:25

Не место для докладов

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Госдума хочет ограничить выступающих на парламентских сессиях: временные рамки будут определены для авторов законопроектов и докладчиков, представляющих инициативы во всех трех чтениях. Правилом станет семиминутный лимит, который может быть еще сокращен решением Совета Думы. Если поправки в регламент будут приняты, право свободно высказываться на заседаниях сохранят лишь представители президента, Совета Федерации, правительства, региональных заксобраний и высших судов — и то лишь в определенных случаях.

 

Доклады авторов законопроектов, рассматриваемых Госдумой в первом чтении, будут ограничены семью минутами; те же лимиты будут установлены для представителей профильных комитетов, следует из проекта поправок в регламент палаты, внесенного во вторник ее регламентным комитетом.

Совет Госдумы сможет увеличивать время выступлений на этом этапе по своему усмотрению, а может и еще больше его сократить, следует из документа. Такие же ограничения предложены для докладов о законопроектах второго и третьего чтений — семь и три минуты соответственно.

Сейчас время для докладов о законопроектах первого, второго и третьего чтений в Госдуме не ограниченно. Но временные рамки определены для многих других выступлений. По семь минут получают представители фракций для выступлений по поводу законопроектов первого чтения (другие депутаты — не больше трех); по пять минут отведено на выступления представителей профильных комитетов при рассмотрении проекта федерального бюджета. То же время получают члены Общественной палаты, представляя заключения органа на законопроекты. Время для вопросов и ответов о законопроекте первого чтения ограничено 35 минутами, но лимит в любой момент может быть изменен Госдумой.

Первый зампредседателя думского комитета по регламенту и организации работы Госдумы коммунист Владимир Поздняков связывает эти нововведения с поручениями председателя парламента Сергея Нарышкина по совершенствованию регламента, которые тот дал на итоговом заседании в конце прошлого года. По мнению Позднякова, ограничение выступлений — нормальная практика. То, что это коснется даже авторов законопроектов, Позднякова также не смущает: «Все обоснования нужно закладывать в пояснительную записку». Предложение ограничить время выступлений было разослано всем комитетам, говорит депутат, и все, кто ответил, его поддерживают.

 

 

С осени 2012 года в регламенте Госдумы действует норма, позволяющая сокращать до минуты время для обсуждения рекомендованных к отклонению поправок к законопроектам. Поправки в регламент были внесены после попытки думской оппозиции использовать норму регламента о трехминутном обсуждении отклоняемых поправок, чтобы воспрепятствовать ускоренному рассмотрению жестких поправок к закону о митингах в июне того же года. Тогда было рассмотрено больше 350 поправок оппозиции, а время для обоснования каждой, вопреки регламенту, последовательно сокращено до 30, 15 и 5 секунд.

Обоснования новых временных ограничений в проекте поправок не приведено. О случаях злоупотреблений со стороны докладчиков никогда не сообщалось. Если поправки в регламент будут приняты, право свободно выступать в Госдуме сохранят лишь представители президента, Совета Федерации, правительства, региональных заксобраний и высших судов — и то лишь о законопроектах, внесенных от имени своих патронов. Сейчас представители президента и правительства ограничены во времени лишь при выступлениях по поводу законопроектов второго чтения — им дается три минуты.

Депутат-эсэр Дмитрий Гудков обращает внимание, что в последнее время Госдума рассматривает большое количество поправок в недавно принятые законы. «Госдума сначала работает в режиме бешеного принтера, а потом судорожно исправляет принятые наспех законы», — объясняет депутат логику нововведений. Если новый регламент будет принят, это окончательно похоронит любую дискуссию в Госдуме, уверен Гудков.

19-страничный проект поправок к регламенту содержит множество других предложений. В частности, председателю Госдумы Сергею Нарышкину предложено дать право создать научный совет по правотворчеству, о котором он говорил еще в прошлом году. Совет будет проводить экспертизу рассматриваемых Госдумой законопроектов, полученных от председателя палаты, а комитеты будут обязаны рассмотреть заключения экспертов. Это делается для повышения качества законотворчества, следует из текста поправок. Кроме того, в регламент Госдумы может быть введено правило, не допускающее рассмотрения палатой тех поправок к законопроектам, которые не были рассмотрены профильным комитетом. Но это правило не станет препятствием для внесения какой-нибудь поправки «с голоса», если так решит Дума.

Профильный комитет предлагает рассмотреть поправки уже 2 июля — до завершения весенней сессии.

 

Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Зачем Amazon запускает сверхдешевый магазин для зумеров
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки