ПМЭФ-2022, 19 июн 2022, 07:47

Ректор МГУ призвал сохранить все варианты подготовки студентов

Садовничий призвал отказаться от «кардинальной ломки того, что было» и оставить в ряде направлений бакалавриат и магистратуру. По его словам, 90% выпускников бакалавриата в МГУ продолжают обучение в интегрированной магистратуре
Читать в полной версии
(Фото: Антон Новодережкин / ТАСС)

Бакалавриат и магистратуру следует сохранить в новой системе образования, которую сформируют в России после отказа от Болонской системы, заявил в интервью ТАСС ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Садовничий выразил уверенность, что бакалавриат оставят в отдельных направлениях подготовки студентов. По его мнению, ему отдано преимущество в нынешних условиях, тогда как следует в большей степени готовить студентов по направлениям специалитета.

«Я бы считал, что специалитету и интегрированной магистратуре следует отдать преимущество, а бакалавриату и отдельным программам магистратуры — определенный процент. Наверное, будет разумно и правильно сохранить все варианты подготовки», — сказал ректор МГУ.

«Я выступаю за абсолютно плавное изменение и улучшение системы, не за кардинальную ломку того, что было», — подчеркнул Садовничий.

Он отметил, что МГУ уже долгое время обучает студентов по многовариантной модели, которая предполагает интегрированную магистратуру для бакалавров, желающих продолжить учебу на той же кафедре по тому же направлению. Он пояснил: «Таким образом, это шестилетняя подготовка, где есть единое содержание. Специалитет, который мы отстояли, — тоже шесть лет».

Ректор уточнил, что 90% выпускников бакалавриата в МГУ продолжают обучение в интегрированной магистратуре. Он добавил, что аспирантуру следует совершенствовать как «научную подготовку кадров», наращивая контрольные цифры приема по этому направлению, чтобы она стала доступнее для студентов, окончивших магистратуру или специалитет. Садовничий добавил: «может быть, [следует] подумать о вариантах сроков обучения».

В начале апреля Садовничий говорил, что двухуровневая система обучения в рамках Болонской системы, предполагающая разделение на бакалавриат и магистратуру, способствовала снижению качества российского образования. По его мнению, в 1990-х годах «мы начали копировать многое, что нам не свойственно, — Болонскую систему и многие другие системы», а также, что сейчас в университетах выступают за сохранение «фундаментальности». «Раньше все было основано на уникальной фундаментальной системе образования, которая соответствовала строю», — подчеркнул тогда ректор МГУ.

Позднее, в конце мая, в Минобрнауки рассказали о намерении отказаться от Болонской системы, мотивируя это решение тем, что «будущее за нашей собственной уникальной системой образования». Министр Валерий Фальков назвал Болонскую систему «прожитым этапом», призвав относиться к ней соответствующим образом. В министерстве при этом исключили возвращение к советской системе образования.

Фальков позднее уточнил, что университеты сами решат, в каких направлениях подготовки оставить бакалавариат и магистратуру. «Вы посмотрите на экономистов и юристов — сколько людей сейчас поступают в магистратуру с непрофильным образованием? А в менеджмент сколько? И в результате мы имеем падение качества», — отметил министр.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
8 из 10 человек терпят фиаско при введении новых привычек. Что делать
Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Как обойти запрет на платежи в Китай сегодня и какие прогнозы на завтра
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии