Ускорение ЦКАД
ГК «Автодор» откажется от концессии на строительство первого участка ЦКАД, проходящего по Новой Москве. Это слишком долго и хлопотно. Государство готово почти на 90% профинансировать проект, стоимость которого оценивается в 64,8 млрд руб., но при этом возложить на инвестора риски, связанные с изъятием земельных участков. Конкурс на заключение долгосрочного инвестсоглашения, предметом которого станет подготовка территории, строительство и эксплуатация приоритетного участка кольца, состоится в конце 2013 — начале 2014 года.
Первый пусковой комплекс ЦКАД, частично проходящий по территории Новой Москвы, должен соединять автомобильные дороги М4 «Дон» и М1 «Беларусь». Его общая протяженность составит 118,5 км. На первом этапе (до 2018 года) решено построить участок кольца длиной 49,5 км от Новокаширского до Калужского шоссе. Сначала дорога будет четырехполосной (после 2020 года ее планируется расширить до восьми полос) с разделительной полосой шириной 6 м посередине и скоростью движения 120 км/ч (после дополнительного расширения — 140 км/ч). Техническая часть проекта первого участка ЦКАД прошла Главгосэкспертизу в конце апреля 2012 года. Однако заключение на сметную документацию пока не получено. ГК «Автодор» оценивает его стоимость в 64,8 млрд руб., включая затраты на подготовку территории.
Первый участок, как и всю ЦКАД, планировалось строить на условиях концессии. Однако использование этого механизма не позволяло приступить к строительству уже в 2014 году, как было поручено президентом. Сроки проведения конкурса на заключение концессионного соглашения составляют полтора-два года, для этого нужно отдельное решение правительства РФ. Чтобы избежать ненужных проволочек, ГК «Автодор» предложила использовать долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС), регламентируемое 223-ФЗ. При этом решение о проведении конкурса примет ГК «Автодор», указано в презентации проекта (имеется в распоряжении РБК daily), а его организация займет всего три месяца. Другое важное преимущество ДИС — возможность государства переложить на инвестора риски по оформлению земельных участков. Если в рамках концессионных соглашений подрядчик осуществляет только строительство и эксплуатацию дороги, то предметом ДИС является также подготовка территории.
По условиям ДИС доля федеральных средств при реализации проекта составит 89%: 39,1 млрд руб. предполагается позаимствовать из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 18,9 млрд даст бюджет. Доля инвестора, которого отберут на конкурсе в 2013-м или начале 2014 года, — 10,4%, или 6,76 млрд руб. Затраты на подготовку территории, включая изъятия, ГК «Автодор» оценивает в 9 млрд руб. (строительство самого участка обойдется в 55,8 млрд руб.). Из них более 8 млрд руб. — бюджетные инвестиции, 910 млн — частные средства. По концессионному соглашению финансовая нагрузка на инвестора была бы гораздо выше — от 25% стоимости проекта, отмечают в «Автодоре».
Городские власти готовы оказать административную поддержку инвестору, с которым ГК «Автодор» заключит долгосрочное соглашение на сооружение первого участка ЦКАД, при решении земельных вопросов. Компенсации же владельцам участков выплатит государство.
Участки, по которым пройдет дорога, будут выкуплены по рыночной стоимости. Процедура регламентируется 43-ФЗ, который предусматривает ускоренный порядок изъятия земель в случае реализации инфраструктурных проектов на территории Москвы и Московской области — в течение пяти месяцев с момента уведомления собственника вместо одного года. По словам и.о. вице-мэра Натальи Сергуниной, Москва уже начала применять 43-ФЗ: в процессе ускоренного изъятия сейчас находится 12 участков под сооружение ТПУ.
Сергей Собянин недавно заявил, что не видит сложностей с изъятием земельных участков в Новой Москве в связи со строительством ЦКАД. «Плотность населения там минимальная, поэтому ничего такого страшного там не произойдет», — считает врио столичного градоначальника.
Эксперты, оценив трассировку нового кольца, придерживаются иного мнения. «Большинство участков, расположенных на расстоянии 5—10 км от будущей ЦКАД, находится в собственности мелких частников и крупных лендлордов. Соответственно, властям придется компенсировать их потери», — рассуждает генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. На территории Новой Москвы ЦКАД пройдет недалеко от Подольска, Красной Пахры и Троицка, где находится много садовых товариществ и коттеджных поселков. Наталья Сергунина говорит, что все собственники земель на присоединенных территориях городу известны. Однако точное количество участков, подлежащих изъятию в связи со строительством ЦКАД, и их параметры пока назвать невозможно, поскольку городские власти еще не получили проект трассы. В «Автодоре» готовы предоставить эту информацию по запросу собственников. Для этого им надо выслать на адрес компании кадастровую выписку или уточненные данные о местоположении участка.
Столичные власти рассчитывают, что строительство нового автомобильного кольца в срединном поясе Новой Москвы не только разгрузит МКАД, но и привлечет на присоединенные территории дополнительные инвестиции. По словам Собянина, некоторые инвесторы уже проявили интерес к развитию примыкающих к дороге зон, хотят создавать там промышленные предприятия и реализовать другие проекты. «Участки на первой линии от ЦКАД привлекательны для строительства коммерческих объектов (например, логистических комплексов). А земли, расположенные недалеко от трассы (1—2 км вглубь), можно использовать под строительство жилых проектов. Соответственно, в ближайшей перспективе можно ожидать строительного бума на данных территориях», — подтверждает ожидания горадминистрации Мария Литинецкая.