Межнациональный карантин
Президентский совет по национальной политике готовится представить Владимиру Путину проект адаптационных центров для мигрантов. Через них придется пройти иностранцам, желающим работать в России. Правозащитники говорят, что подобные «фильтры» унижают человеческое достоинство.
Доверенное лицо Владимира Путина Асламбек Паскачев — член президентского совета по межнациональной политике, лидер «Российского конгресса народов Кавказа» и профессор кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Проект адаптационных центров он с коллегами планирует представить президенту к октябрю, говорит он. Работа ведется в рамках поручения по выработке путей адаптации мигрантов, данного Путиным своему совету весной.
В президентском совете по межнациональной политике Асламбек Паскачев возглавляет комиссию по миграционным проблемам. Идея «адаптационных центров» принадлежит ему, он считает ее не революционным открытием, а квинтэссенцией предложений российских общественных организаций и европейского опыта. В Европе места сбора мигрантов называют лагерями, но это слово в России вызывает слишком негативные ассоциации, отмечает он.
Приехавших с туристическими целями иностранцев в центры помещать не будут. Через них придется пройти желающим работать в России. Г-н Паскачев предполагает, что мигрант будет проводить в центре пару дней. За это время он пройдет медосмотр, правоохранители проверят его по базам. Там же новоприбывшие смогут обзавестись связями с правозащитниками и организациями диаспор, чтобы не оказаться жертвами произвола в незнакомой стране.
В центрах могут проверять и знание мигрантами русского языка. По мнению г-на Паскачева, для работающих в России иностранцев нормативы знания языка должны различаться. Для работников сферы обслуживания они должны быть одни, для строителей, которым гораздо меньше придется соприкасаться с россиянами, — другие. Мигранты должны знать основы российского законодательства. Президентский советник понимает, что обучение их стоит немалых денег, и считает, что эти расходы могут быть перенесены на власти стран, откуда приезжают мигранты, — ведь они переводят деньги на родину, укрепляя местные бюджеты.
Руководитель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина в разговоре с РБК daily отметила, что ей неизвестны примеры подобных адаптационных центров за границей, а такая «фильтрация» унижает человеческое достоинство. Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что России просто нужно ввести нормативы знания языка, а не требовать что-то у правительств Средней Азии. Когда мигрантам придется сдавать экзамены, они либо изыщут возможности учить язык на родине за свой счет, либо действительно вынудят свои власти ввести такие программы.
Лидер движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов не против подобных центров. Он уверен, что медосмотры покажут, что средний мигрант здоровее среднего россиянина. Шарипов считает, что обучение русском языку в школах Средней Азии было бы благом для стран региона, но полагает, что оплачивать это должна Россия — это в ее геополитических интересах.
Замдиректора ФМС Николай Смородин заявил, что не может комментировать проект, не ознакомившись с его текстом.
Как подчеркивает Асламбек Паскачев, бюджет адаптационных центров пока не рассчитан. Он предполагает, что в Москве необходимо сделать несколько таких центров и разместить их в разных окраинных районах столицы либо в ближнем Подмосковье. Программы обучения русскому языку должны быть утверждены в ходе переговоров со странами, из которых в Россию едут мигранты.