Девять тысяч пассажиров РЖД застряли в поездах из-за обрыва сети в Сочи
Авария на перегоне Дагомыс-Сочи произошла еще в воскресенье в 11 утра. После отключения электричества на однопутной железной дороге образовалась пробка, в которой встали 48 поездов дальнего следования, сообщила пресс-служба РЖД. Возобновить подачу электричества на аварийном участке не удалось даже к вечеру вторника. Некоторым поездам пришлось простоять без движения больше десяти часов. К вечеру воскресенья РЖД начала вывозить составы тепловозами. В общей сложности за три дня из-за аварии оказались задержаны больше ста поездов с 8,6 тысячами пассажиров, отчиталась сегодня монополия.
«На данный момент все поезда отправлены», — заявил РБК во вторник вечером представитель РЖД. Но с задержкой графика из-за аварии на середину дня продолжали следовать 55 междугородоних поездов. Для некоторых из них отставание превышало 12 часов: дольше всех в пути (на 18 часов 11 минут) задержался поезд № 36 Адлер — Санкт-Петербург. Поезда № 14 Адлер — Саратов задержались на 17 часов 15 мин, № 354 Адлер — Пермь — почти на 14 часов. Пассажиров электричек от станции Якорная щель до Лоо и Сочи пока перевозят автобусами, говорит представитель РЖД.
Все дело в погоде
Причиной аварии стал обрыв контактной сети (обеспечивают подачу электричества от подстанкций к токоприемникам железнодорожного состава) из-за короткого замыкания, объяснил сегодня начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков. Из-за аварии пришлось обесточить весь участок между Сочи и Дагомысом, сказал он. Причиной замыкания, по словам Голоскокова, стали «аномально высокие температуры» (17 августа температура в районе Сочи составила около 30 градусов). Представитель РЖД это не комментирует: в причинах разбирается специальная комиссия.
Для ликвидации аварии специалистам РЖД пришлось менять около 2 км контактной сети, заново натягивать провода, говорит представитель РЖД. По его данным, ремонтные работы третий день ведут 270 человек и 84 единицы техники. Из-за большого скопления поездов ремонтным бригадам приходится пропускать поезда и для восстановительных работ у них остаются небольшие окна, объясняет он.
Северо-Кавказская железная дорога высоко загружена в летний пиковый сезон, это очень активное направление. В августе здесь проходят 35-37 поездов дальнего следования в сутки и около 40 пригородных поездов.
Эта авария РЖД — самая крупная за последнее время, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. В декабре 2012 года, когда из-за обрыва контакного провода на участке от Москвы до станции Подсолнечной встали 26 поездов, сеть восстановили за сутки. После проведения Олипийский игр на каждой станции в районе Сочи остался запас необходимого оборудования на случай форс-мажора, и, если бы не плотность движения, ликвидировать аварию РЖД должна была гораздо быстрее, считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.
Еда, вода и компенсации
Пассажиры, которые вынуждены были ждать отправления своих поездов, были обеспечены водой, питанием и предметами первой необходимости, уверяет представитель РЖД. Снабжение пассажиров поездов, следующих с опозданием, продолжается до сих пор, говорит сотрудник пресс-службы Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД). Всего с момента аварии, по его данным, выдано 28 245 наборов питания для пассажиров, в том числе — 21 524 были розданы в поездах, следующих с задержкой движения свыше 4-х часов, 6 721 были выданы пассажирам, ожидающим прибытия поезда на вокзалах. Также была организована выдача пассажирам питьевой воды на всех вокзалах побережья, в Краснодаре и Ростове-на-Дону.
Все пассажиры могут обратиться за компенсацией, утверждает представитель ФПК. Она рассчитывается, как 3% от стоимости билета за каждый полный час опоздания. По подсчетам Бурмистрова из «Infoline-аналитика», такие «штрафы» с учетом средней стоимости билетов, количества пассажиров в задержанных поездах и времени их опоздания, могут обойтись ФПК примерно в 7 млн рублей. Размер компенсации, по его расчетам, не покроет стоимости билета: например, пассажир поезда №036 Адлер-Санкт-Петербург, который купил билет в купе за 9,6 тыс. рублей, сможет получить около 5,1 тыс. рублей компенсации за 18 часов задержки поезда.
Мария Гордеева