На рынке пластиковых окон возможен новый рост цен
В России первые пластиковые окна появились в 90-х годах двадцатого века. К 2005 году общий объем российского рынка окон из ПВХ-профиля составил около 800 млн долларов. Начиная с 2003г. ежегодный прирост рынка составляет порядка 27%. За последние 4-5 лет, по оценкам экспертов, доля пластиковых окон в общем объеме остекления увеличилась почти в полтора раза. В целом тенденции, характерные для российского рынка оконных материалов, во многом сходны с общеевропейскими тенденциями.
Как отмечают эксперты, игроков рынка пластиковых окон принято делить на две неравные доли. Первая - производители, которые оказывают услуги и по установке. Вторые - обычные установщики, которые часто являются дилерами производителей. По оценке генерального директора компании Kaleva Юрия Выдманова, только в Москве и ее окрестностях действуют порядка 3,5 тысяч производителей пластиковых окон. Что касается установщиков, эксперты затрудняются назвать точное количество этих фирм. Также специалисты указывают на то, что рынок пластиковых окон имеет ярко выраженный сезонный характер. Летом крупные и мелкие производители предпочитают зарабатывать в потребительском сегменте, зимой, когда количество заказов резко падает, производители начинают искать корпоративные заказы. Однако участники рынка отмечают, что в корпоративном секторе низкая рентабельность. Строители требуют за крупный опт серьезные скидки, жестко подходят к срокам монтажа. По оценкам экспертов, в прошлом году 70-75% продаж пластиковых окон пришлось на потребительский сегмент, а только остальное - на корпоративный.
Сегодня, по данным консалтинговой компании "АМИКО", средняя стоимость пластикового окна составляет 8,4 тысячи рублей, без учета стоимости установки. А емкость существующего московского рынка эксперты оценивают в 3,3 млрд долларов (в расчеты не включены административные и производственные здания). Кроме того, каждый год в Москве строится 4-5 млн кв. м. новых жилых домов, в которых все чаще и чаще применяют пластиковые окна. Высокий спрос на эту продукцию провоцирует ее подорожание. Как поясняют эксперты, колоссальные темпы роста рынка ПВХ-конструкций в России вынуждают производителей и поставщиков комплектующих, не справляющихся со спросом, повышать цены. И все же основной причиной роста цен на пластиковые окна является комплексное подорожание комплектующих для производства окон – фурнитуры на 34%, стекла и, как следствие, стеклопакетов - до 19%.
По данным исследований рынка "О.К.Н.А. Маркетинг", в августе 2006 года в Москве произошел самый большой рост цен на пластиковые окна за последние 3 года – примерно на 18,5% за изделие. При этом многие производители пластиковых окон утверждают, что августовское повышение цен не последнее, и в сентябре ожидается очередной скачок, связанный с дальнейшим подорожанием стекла. Тем не менее по утверждению аналитиков, на динамике роста рынка это не отразится. Дело в том, что если раньше решающим фактором при выборе того или иного типа окна была цена, то теперь потребитель все больше обращает внимание на качество. В частности, большим спросом стал пользоваться профиль элитного класса. Кроме того, некоторые небольшие компании двинулись в сторону "элитарности", начав осваивать работу с деревянными, алюминиевыми конструкциями и прочей экзотикой. Такие продукты дороже обычных пластиковых окон на 10-70%.
Между тем некоторые аналитики склонны считать, что сегодня в России происходит постепенное насыщение рынка пластиковых окон. В качестве аргументов они называют стабилизацию рынка, усиление внимания со стороны основных игроков к процедурам слияния и поглощения, а также изменение спроса потребителя. Действительно, оконный рынок в России перешел в стадию зрелого развития: очерчен основной круг участников, представлен довольно многогранный выбор оконных конструкций. Однако говорить о насыщении еще преждевременно, считает маркетолог компании VEKA Rus Сергей Ельников. "Правила игры не сформировались, также еще не окончательно оформились соглашения между поставщиками сырья, производителями профиля", - говорит он.
В чем эксперты сходятся, так это в том, что в отрасли наметилась тенденция к укрупнению организаций посредством их слияния. По некоторым оценкам, к 2008 году в крупных городах рынок пластиковых окон будут контролировать в среднем около 10 компаний с объемом производства от 15 до 30 тыс. кв. метров.