Защита Шпигеля заявила о критическом ухудшении его здоровья
Защитники основателя фармацевтической группы «Биотэк» Бориса Шпигеля обратились в Басманный суд Москвы с ходатайством о замене ему меры пресечения с содержания под стражей на денежный залог в 2 млн руб. из-за прогрессирующих неизлечимых заболеваний, необходимости операции и паллиативного лечения. Ходатайство адвокатов Виктории Бурковской и Антона Любимова с отметкой из приемной Басманного суда есть у РБК.
Медики ФСИН обращались в департамент здравоохранения Москвы с вопросом о возможности провести Шпигелю операцию на сердце в одной из городских больниц, сказала РБК Бурковская. «Со слов главврача, им ответили, что нет у департамента таких необходимых подведомственных учреждений», — добавила адвокат.
РБК направил запросы во ФСИН России и департамент здравоохранения Москвы.
С конца марта 2021 года (то есть фактически все время своего ареста) Шпигель непрерывно лежал на лечении в больнице СИЗО «Матросская тишина», сказано в документе. Дальнейшее нахождение там «несет реальный риск его смерти», поскольку оказать всю необходимую ему медпомощь там невозможно; продолжение ареста Шпигеля недопустимо «в связи с критическим ухудшением его здоровья», убеждены адвокаты.
После ареста в марте 2021 врач медсанчасти «Матросской тишины» обнаружил у Шпигеля, помимо прочих патологий, регургитацию сердечных клапанов — нарушение их функции, в результате которого они начинают пропускать кровь в направлении, обратном нормальному, что вызывает перегрузку отдельных камер сердца. К августу регургитация его аортального клапана развилась с первой степени до наиболее тяжелой третьей, митрального клапана — до второй. К тем же выводам пришли в ГКБ им. Ерамишанцева, куда доставляли Шпигеля на осмотр в августе. Такая динамика «указывает на наличие острой аортальной недостаточности и в случае сохранения динамики развития может привести к отеку легких и/или кардиогенному шоку и смерти», сказано в ходатайстве адвокатов.
К концу сентября в медсанчасти еще раз зафиксировали отрицательную динамику, в том числе патологическое увеличение левого желудочка сердца со снижением фракции выброса (процентной доли крови, выбрасываемой в аорту во время каждого сокращения; показатель интенсивности перекачивания крови) по сравнению с началом месяца; Шпигель «испытывает постоянные боли в области сердца, задыхается, спит сидя и тяжело передвигается». Это «свидетельствует о критически быстром развитии болезни и очевидной недостаточности предоставляемой Шпигелю медицинской помощи», говорится в документе.
Медики обоих учреждений (и больницы СИЗО, и больницы им. Ерамишанцева) несколько раз рекомендовали рассмотреть вопрос о проведении ему операции для лечения порока аортального клапана, сказано в ходатайстве. Согласно приказам Минюста, этот вопрос решается медработником учреждения ФСИН «с учетом сроков ожидания медицинской помощи», которые по соответствующей госпрограмме не должны превышать двух недель, сказано в ходатайстве. Вместе с тем впервые медсанчасть порекомендовала отправить Шпигеля на операцию в августе — два месяца назад.
Помимо операции, Шпигелю показана обязательная паллиативная помощь — у него конечные стадии хронической сердечной недостаточности, возможности лечения его заболеваний по существу исчерпаны. Но у больницы СИЗО нет ни лицензии, ни ресурсов для паллиативной помощи, говорят адвокаты. Кроме того, крайне вероятно, что Шпигелю может потребоваться экстренная медпомощь при острых и внезапных ухудшениях, что в условиях следственного изолятора не представляется возможным, сказано в ходатайстве.
Сотрудники Следственного комитета и ФСБ задержали Шпигеля в марте этого года, одновременно был задержан губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. До задержания Шпигеля прослушивали по меньшей мере девять месяцев.
СКР считает, что Шпигель заплатил Белозерцеву взятку в особо крупном размере (ст. 291 УК). С января по сентябрь прошлого года бизнесмен, по версии следствия, через посредников отправил главе региона 20 млн руб., автомобиль Mercedes Benz и часы Breguet. Это должно было помочь компаниям, входящим в «Биотэк», получить преимущества при заключении госконтрактов на поставку лекарств и реагентов в медучреждения Пензенской области. Обвиняемые отрицают вину; защита Шпигеля утверждала, что деньги передавались в благотворительных целях — на строительство психоневрологического санатория, а защита Белозерцева — что это была спонсорская помощь на избирательную кампанию.
Вместе со Шпигелем и Белозерцевым были задержаны супруга бизнесмена Евгения Шпигель, замдиректора представительства Пензенской области при правительстве России Федор Федотов, водитель представительства Геннадий Марков и гендиректор входящей в «Биотэк» компании «Фармация» Антон Колосков.