Общество, 19 ноя 2007, 16:20

Лидеры аптечных сетей показывают рост на уровне 60-70% в год

По данным аналитиков, емкость аптечного рынка России в первом полугодии 2007г. составила около 5 млрд долл., что на 23% больше аналогичного периода прошлого года.
Читать в полной версии

Обороты аптечных сетей показывают колоссальный рост. Практически каждая сеть, которая входит в десятку лидеров, увеличивается на 60-70% в год. Такой рост достигается за счет слияния и поглощения мелких региональных игроков.

Тройка игроков аптечного рынка по количеству точек продаж и обороту за последний год не изменилась – "Аптека 36,6" "Ригла", "Фармакор".

Для российских аптечных сетей экспансия в регионы является одним из главных стратегических приоритетов. Отчасти на процесс слияний и поглощений влияет рост платежеспособности населения. Средний чек в аптеках растет на 25-30% в год.

Ритейлеры контролируют 45% всего рынка и, по оценкам экспертов, преодолеют 50% барьер. "При входе на региональный рынок мы покупаем региональные сети с количеством точек продаж от десяти. Они занимают лидирующие позиции на рынке. Очень важно, чтобы тот бизнес, который мы приобретаем, был эффективен",- прокомментировал в эфире программы "Сфера интересов" РБК-ТВ коммерческий директор аптечной сети "Ригла" Сергей Грачев. Отметим, что сетевых аптек открылось в 4 раза больше, чем за весь прошлый год.

Несмотря на жесткое вхождение крупных сетей на региональные рынки, местные игроки объединяются в общественные организации для защиты своих интересов. Владельцы единичных и мелких аптек, чтобы противостоять аптечным сетям создали собственную лоббистскую организацию – Ассоциацию аптечных учреждений "СоюзФарма", которая призвана защищать их интересы на рынке. "О какой-то конфронтации говорить, безусловно, нельзя. Есть исторические, объективные противостояния, которые есть и всегда будут. Конкуренция будет ужесточаться между единичными аптеками и аптечными сетями", - отмечает ее президент Андрей Егоров.

Пока баланс на рынке сохраняется примерно на уровне 50 на 50. Но если сетевики продолжат развиваться такими же темпами, то уже через несколько лет места мелким игрокам не останется. А.Егоров считает, что мелкие игроки смогут остаться на своем рынке только в том случае, если сохранят свою потребительскую аудиторию. Единичные сети имеют преимущества перед сетевиками. Они вызывают эмоциональную привязанность у населения, многие аптеки десятилетиями располагаются в одном и том же месте. По его мнению, в таких аптеках работают высококвалифицированные специалисты, которые могут дать консультацию по лекарственному препарату, в то время как аптечные сети предоставляют информацию о лекарственных препаратах через рекламу.

Представители аптечных сетей утверждают, что их конкурентным преимуществом является наличие лекарственных средств на полке и качество обслуживания. Для них бесперебойная доставка товара, широкий ассортимент, качество лекарственных средств наиболее актуальны.

Судя по тем тенденциям, которые происходят на рынке, участники рынка видят будущее за аптечными сетями. "80% рынка через пять лет будут занимать аптечные сети", - говорит С.Грачев. Останутся 20% единичных игроков, которые состоят из трех-десяти аптек, поскольку формат традиционной торговли до сих пор популярен у старшего поколения людей.

Pro
Тренд на маркетплейсах — 2025: видео в карточках товаров повышает продажи
Pro
Бывший топ-менеджер Google: как понять, что вы поощряете буллинг в офисе
Pro
Каким будет 2025 год: прогнозы Маска, Далио и других гуру
Pro
Что начинающему селлеру будет трудно продать на маркетплейсе — 9 карточек
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Какие квартиры не подходят для инвестирования и при чем здесь ликвидность
Pro
Nike, Lego, Сoca-Cola: как бренды играют на чувствах зрителей в рекламе