Общество, 19 ноя 2012, 18:36

Госдума хочет поднять штраф за обман потребителей до 300 тыс. руб.

Сегодня в Госдуму были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие ответственность бизнеса перед потребителем. На прошедшей в РБК пресс-конференции автор закона и эксперты объяснили, зачем повышать штрафы и смогут ли они изменить сложившуюся ситуацию.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Инициатор поправок, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский считает, что цифры, прописанные в законе о защите прав потребителей от 1992г., давно перестали быть актуальными.

"За прошедшие 20 лет у нас даже инфляционная составляющая выросла в десятки раз, поэтому само понятие штрафов по его количественному состоянию, конечно, должно было меняться в большую сторону", - подсчитал депутат.

По его мнению, бизнес должен бояться совершать нарушения. Если сейчас по КоАП штраф за обман потребителя составляет от 1 тыс. до 2 тыс. руб. для должностных лиц и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для юрлиц, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), то, по предложению депутата, он должен быть повышен для должностных лиц до 7-10 тыс. руб., для ИП - до 50-70 тыс., а для юрлиц - 100-300 тыс. руб. За повторное нарушение предусмотрены еще более серьезные штрафы: для юридических лиц они могут доходить до 1 млн руб. или им должна грозить дисквалификация на срок до года, а для ИП и юрлиц - приостановка деятельности на месяц. В то же время депутат отметил, что при всей видимой жесткости меры будут не такими суровыми, как в Европе и США.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин уверен, что закон назрел, так как ситуация с правами потребителей плачевна: если в СССР обман потребителя карался вплоть до лишения свободы, то сегодня компании отделываются незначительными штрафами. Зачастую жалобы потребителей не дают никакого эффекта.

"Есть масса барьеров по реагированию на жалобы потребителей. Соответственно человек, который один раз пожаловался на некачественный товар и не увидел никакой реакции - штрафа, изменения практики, в следующий раз просто не жалуется", - пояснил Д.Янин.

Тем не менее, согласно опросам, 80% граждан сталкивались с нарушением своих прав в торговле, треть - в ЖКХ, еще 10% - при обращении в туркомпании. Кроме того, по словам Д.Янина, отельные секторы рынка включают в договоры противозаконные пункты. Этим грешат туркомпании и банки.

Революционных изменений от увеличения штрафов Д.Янин не ждет - это общий тренд. "Идет цивилизация, мы медленно меняемся, и законодатель абсолютно правильно устанавливает новый пороговый уровень штрафа. Начали с миграционного законодательства, потом пошло антимонопольное, теперь законодательство о защите прав потребителей. Когда штраф смехотворен, то его администрирование государству стоит денег, штраф не является тормозом для недобросовестного предпринимателя, потому что он его спокойно платит и продолжает действовать, а больше ничего сделать с этим нарушителем нельзя. Я воспринимаю этот закон как абсолютно правильный шаг, который вписывается в то, что происходит практически во всем цивилизованном мире", - разъяснил он.

В свою очередь председатель комитета по развитию промышленного рынка Торгово-промышленной палаты Росси Александр Борисов согласен, что бизнес заинтересован в принятии поправок. Но эти меры будут эффективными только в случае неукоснительности наказания.

По его данным, розничная торговля страдает от снижения качества поставляемых товаров не меньше покупателей. Это вынудило крупных ретейлеров применять входной контроль при получении продукции от поставщиков, например крупнейшая сеть X5 на этом этапе отсекает до 50% продовольственных товаров. Однако А.Борисов заметил, что сейчас нет службы, которая сможет определять претензии: Роспотребнадзор на предполагаемое усиление требований ответить не сможет.

Законопроект будет принят в течение года, полагает В.Звагельский. Наибольшее сопротивление, по мнению Д.Янина, он встретит у банковского и страхового лобби.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам