Общество, 19 ноя 2013, 01:03

В Конституции может быть сформулирована национальная идея

Читать в полной версии
Фото: РБК

Председатель верхней палаты парламента ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО в интервью главному редактору телеканала РБК АНДРЕЮ РЕУТУ рассказала о возможном исключении принципа отсутствия государственной идеологии, о методах повышения производительности труда и возможностях для регионов зарабатывать на собственных брендах.

— Представитель Совета Федерации в Конституционном суде фактически предложил отменить статью в Конституции, которая запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной. Как вы относитесь к этой инициативе и к тому, что вообще мы меняем Конституцию с такой легкостью?

— Прежде всего не могу согласиться, что мы меняем Конституцию с легкостью. Конституция как основной закон не исчерпала своего ресурса, и нужно очень бережно относиться к нашему основному документу и не вторгаться грубо в его ткань. Те изменения, которые сегодня предложены в связи с судебной реформой, носят именно такой характер. Что касается вашего вопроса по статье, что страна не должна иметь никакой идеологии... Понятно, почему эта статья появилась в то время: все выступали против коммунистической идеологии, это был переломный этап для нашей страны. Но ни одно государство не может существовать без национальной идеи, без осознания себя как суверенного государства, как нации, как народа. И в связи с этим слово «идеология» может иметь разное содержание. В Конституции может быть сформулирована национальная идея, которая объединяла бы страну.

— Национальная идея — очень мощная тема, которая поднимается последние лет 15 точно, и чтобы ее сформулировать, надо начинать какую-то работу. Может быть, следует парламенту за это взяться?

— Мы и в парламенте обсуждаем этот вопрос, и президент на заседании Валдайского клуба много уделил этому внимания. Но надо услышать людей: как они понимают, что такое народ России, каким мы хотим быть государством. И только после широкой общественной дискуссии можно возвращаться уже к предметному обсуждению этого вопроса.

— Вы лично некоторое время назад заявили, что такие промыслы, как гжельский фарфор или тульский пряник, должны приносить регионам больше доходов, чем нефть и газ. И сказали о том, что будет формироваться комплекс поддержки народных промыслов. Как государство может помочь развитию национальных брендов России?

— Мы обсуждали вопрос геобрендинга на Совете при председателе Совета Федерации по развитию рынка интеллектуальной собственности. В первую очередь надо обеспечить государственную регистрацию, наименование, место происхождение товара. Второе — это хорошее поле для частного государственного партнерства, когда и региональные, местные власти, бизнес-сообщества, профсоюзы поддерживают идею национальных брендов, создают для этого условия. Сегодня можно по пальцам пересчитать, какие национальные бренды имеют статус и официальную регистрацию. Это вологодское масло, краснодарские курорты, Золотое кольцо, гжель, тульский пряник, но в каждом регионе есть такие национальные бренды. Задача региональных и местных органов власти — придать этому официальный статус, произвести госрегистрацию и создавать условия не только для поддержки, но и для продвижения на рынке этих товаров. Законодательство позволяет это делать, но в каких-то частях оно требует своего уточнения.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах