Общество, 20 фев 2014, 01:04

Мессенджер для дедушки

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Израильский специалист по IТ Тальмон Марко ухитрился выручить за свой стартап-мессенджер Viber в 30 раз больше первоначальных инвестиций в проект. Бывший сотрудник ВВС Израиля убедил японских инвесторов, что знает секрет, как привлечь сотни миллионов пользователей.

Тальмона Марко сложно назвать закрытым человеком. В многочисленных интервью он, однако, много и подробно рассказывает о своем детище, но почти ничего — о личной жизни. Немногое, что о нем известно: родился в Тель-Авиве, но рос в основном в США. Любит смотреть телесериалы «Морская полиция», «Декстер», «Доктор Хаус».

Армейская школа

Его профессиональная жизнь была всегда связана с IТ. Получив в университете Тель-Авива степень бакалавра по специальности «информатика и менеджмент», Марко с 1993 по 1997 год был IТ-директором в центральном командовании вооруженных сил Израиля. Начиная с 1995 года он участвовал в создании ряда компаний по разработке программного обеспечения: Nortex Software, Expand Networks, iMesh.

Но, безусловно, самым успешным его детищем стал Viber. Эта программа для бесплатных звонков через IP-телефонию между смартфонами, а также передачи текстовых сообщений, конкурирующая с WhatsApp, WeChat and Line, была создана Марко и его тремя соотечественниками (один из них — выходец из СССР) в 2010 году. В настоящий момент известно, что семье Марко принадлежит 11,4% акций компании, а 55,2% — израильской семье Шабтай. Компания Viber Media (Марко является ее гендиректором) зарегистрирована на Кипре и в Лас-Вегасе, ее исследовательский центр с несколькими сотрудниками находится в Израиле, но значительная часть бизнеса сосредоточена в Белоруссии из-за дешевизны местной рабочей силы. В 2012 году экономный глава Viber подсчитал, что в Израиле талантливому разработчику пришлось бы платить 130 тыс. долл. в год. За эту сумму он смог нанять семь белорусских специалистов.

В связи с тем что Марко в 1990-е годы работал на ВВС Израиля, вокруг компании изначально в блогах ходили слухи, что она замешана в шпионаже. Марко, однако, эти догадки отрицает: в беседах с журналистами он неоднократно подчеркивал, что его бизнес основан на деньги друзей и семьи. Предположительно, в качестве стартового капитала использовались средства, заработанные на iMesh. «Мы никогда не брали ни доллара от государства Израиль», — заявил Марко в интервью The Guardian. По его словам, он весьма серьезно относится к праву на приватность звонков, у Viber «нет возможности прослушивать разговоры», и я никогда не соглашался сотрудничать ни с одним из правительств.

Убийца Skype

За удобство использования (простой мобильный интерфейс, не нужно авторизовываться) Viber как-то назвали «убийцей Skype». «Мы хотели сделать что-то, что было бы суперлегко использовать... что ваш дедушка мог бы использовать без вашей помощи», — сказал Марко порталу The Next Web в 2013-м.

Еще одна особенность Viber, отличающая его от конкурентов (в том числе от Skype), — отсутствие рекламы. При этом компания хорошо зарабатывает. Прошлой весной Марко объявил о планах по монетизации проекта. В частности, клиентам стали доступны платные звонки на телефоны, на которых не стоит Viber (по более низким тарифам, чем у Skype). Еще одна стратегия, в свое время оказавшаяся весьма удачной для конкурентов KakaoTalk, Line и WhatsApp, — магазин стикеров. Viber запустил его в ноябре прошлого года, с тех пор пользователи приобрели более 100 млн наборов стикеров (данные на конец января).

Щедрые японцы

Детище Марко быстро стало популярным, а выручка компании за прошлый год составила 1,5 млн долл. Правда, проект по-прежнему требует вложений: убытки за два последних года составили 45 млн долл. В итоге, несмотря на то что Марко, судя по интервью, практически одержим своим продуктом, он согласился его продать.

Первоначально в прессу просочилась информация, что якобы Viber были готовы купить за 400 млн долл. такие азиатские компании, как китайская WeChat, японская Line и южнокорейская KakaoTalk. Но столь на первый взгляд высокая цена (инвестиции в проект составили около 30 млн долл.) не устроила предприимчивых израильтян. Они взяли паузу, и в середине февраля нашелся куда более щедрый покупатель: японская компания Rakuten решила выложить за мессенджер 900 млн долл. — в 30 раз больше первоначальных вложений основателей. Rakuten рассчитывает благодаря почти 300 млн пользователей Viber расширить число своих клиентов до 500 млн. Впрочем, как считают эксперты, Марко поторопился: он вполне мог получить за свой продукт куда больше миллиарда долларов. Для сравнения, в 2011 году Microsoft купила Skype c 600 млн пользователей за 8,5 млрд долл. (то есть за 14 долл. в пересчете на пользователя), тогда как сделка с Rakuten предполагает цену в чуть более 3 долл. в пересчете на пользователя.

Официально Марко не сообщил, чем планирует заниматься после завершения сделки в марте. Однако его слова о том, что «мы будем и дальше развивать продукт», позволяют предположить, что он останется на посту гендиректора. Тем более что Rakuten рассматривает различные возможности развития Viber: например, в качестве платформы для игр.

Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Капитал новой администрации Трампа — $450 млрд. Вот кто в нее войдет
Pro
4 проблемы, которые могут отбить желание торговать на маркетплейсах
Pro
Выживет ли «Великолепная семерка» в 2025 году
Pro
Карьера после 40: как собрать свой экспертный портфель и уйти из найма
Pro
Почему взрослые по всему миру глупеют — The Economist
Pro
Требуют знания английского: как пройти интервью и получить работу мечты
Pro
Как выбрать депозит и на какой срок лучше его открыть в 2025 году