Общество, 20 фев 2021, 21:51

ФАС займется завышенными ценами на такси во время снегопадов

В службу обратились общественники с просьбой проверить завышение тарифов на такси в три-пять раз в выходные. В ФАС пообещали рассмотреть сообщения, но отметили, что цены зависят от условий работы и спроса на перевозки
Читать в полной версии
Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изучит обоснованность изменения цен агрегаторами такси во время прошедших недавно в центральной части России снегопадов. Об этом сообщила пресс-служба ФАС в Telegram.

В службе отметили, что направили запросы в «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Gett», «Везет», «Максим».

Представитель «Яндекс.Такси» сообщил РБК, что компания не получала письмо ФАС. Он отметил, что из-за рекордных снегопадов в прошлые выходные каждый пятый таксист не вышел на смену. «Те, кто все же смог продраться сквозь метель, выполняли заказы вдвое дольше обычного», — добавил он. Представитель компании указал, что стоимость поездки складывается из расстояния по маршруту и времени в пути. «Несмотря на то, что стоимость 1 км и 1 минуты мы не меняли, из-за снега и очень низкой средней скорости в городе стоимость поездок значительно выше, чем в такой же день в хорошую погоду», — пояснил он.

В «Ситимобил» запроса от ФАС тоже не получали. Как сообщил РБК представитель компании, стоимость поездок формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, которые учитывают загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии и погоду. При растущем спросе цена может вырасти из-за появления повышающих коэффициентов.

«Повышающие коэффициенты — ключевой механизм баланса спроса и предложения в такси. Если бы они не работали, в часы пик большое количество людей просто не смогло бы в принципе воспользоваться услугами, так как не нашелся бы водитель, готовый выполнить их заказ», — заявил представитель «Ситимобил». Он добавил, что коэффициенты не могут увеличить стоимость поездки условно в десять раз, поскольку в компании есть ограничения на этот счет.

В «Максим» и Gett также не получали запросов от ФАС. Генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский заявил РБК, что агрегаторы работают по принципу маркетплейса, где тариф зависит от спроса и предложения: «Например, летом, во время пандемии, цены на такси были очень низкими из-за локдауна. Сейчас из-за сильного снегопада и заснеженных дорог в работе водителей такси появились дополнительные сложности, что также повлияло на среднее время ожидания и стоимость поездок».

Сморгонский отметил, что в периоды повышенного спроса важно сравнивать стоимость между классами: «Если, скажем, на машины эконом-класса спрос крайне высокий, цена на них подрастет, а комфорт или бизнес останется на прежнем уровне».

Представитель ГК «Везёт» заявил РБК, что тарифы не изменялись во время снегопада или после него. «На конечную стоимость поездки влияет множество факторов, такое как, затрудненность движения в определенном районе или количество активных водителей на линии», — сказал он.

По его словам, снегопада в Москве и других городах как раз и вызвали подобный дисбаланс и в некоторые дни на линию выходило на 25% меньше водителей, чем обычно. Запрос от ФАС в компании пока не получали.

Как сообщал ТАСС 17 февраля, общественники обратились к антимонопольщикам с требованием проверить повышение стоимости поездок на такси с 12 по 15 февраля. По словам, председателя общероссийского движения «Сильная Россия» Антона Цветкова, им поступили жалобы на рост тарифов в три-пять раз на фоне снегопадов.

«На данный момент в ФАС России поступило несколько обращений по вопросу повышения цен на услуги такси, они будут рассмотрены в установленном порядке», — заявили тогда в ФАС. Она добавила, что цены на такси не регулируются государством: стоимость подчиняется правилам динамического ценообразования — когда тариф зависит от спроса и условий работы перевозчиков.

При этом ведомство дополнительно расследует ситуацию в связи с тем, что доля «Яндекс.Такси» и принадлежащего ему сервиса Uber в столичном регионе превышает 50%. «ФАС проводит расследование на предмет оценки влияния деятельности агрегаторов такси на рынок пассажирских перевозок такси с точки зрения разумности и обоснованности установления цен и комиссий», — отметила Заева.

Представитель такси «Максим» Павел Стенников сообщил РБК, что ФАС не обращалась к ним с подобным заявлением. «Цена поездки на такси определяется балансом спроса и предложения, за какую сумму пассажир и водитель согласны поехать. Если стороны не достигают согласия, поездка не состоится», — рассказал Стенников, добавив, что на тарифы влияют дорожная обстановка, погодные условия.

«Окончательную стоимость поездки формируют такие факторы, как пробки, погодные условия, активность водителей. Например, снегопад на прошедших выходных и меньшее, чем в обычные дни, количество водителей на линии способствовали увеличению стоимости поездки», — объяснили РБК в пресс-службе такси «Везет». В компании уточнили, что оказывают информационные услуги, цены устанавливают перевозчики и запросов от ФАС к ним не поступало.

В пресс-службе «Ситимобил» также сообщили, что к ним никакой информации от ФАС по поводу расследования не поступало.

Сильные снегопады в Москве и других регионах России прошли с 12 по 15 февраля. В столице количество выпавшего снега стало рекордным за почти полвека. 12 и 13 февраля в городе были зафиксированы максимальные пробки в десять баллов.

В связи с погодой во многих сервисах уменьшились зоны доставки, их стоимость и минимальная цена, в такси резко повысились тарифы на поездки. В «Яндекс.Такси» тогда объяснили, что цена зависит от баланса нескольких факторов — спроса, предложения, погоды, пробок. Стоимость автоматически увеличивается алгоритмами сервиса на время с помощью повышающих коэффициентов. В «Ситимобил» заявляли, что во время снегопадов в Москве количество заказов выросло на 11%, а водителей на линию вышло на 5% меньше.

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти