Общество, 20 мар 2008, 17:17

Фармацевтический рынок РФ удвоится к 2012г.

Обороты отечественных аптечных сетей показывают колоссальный рост. Практически каждая сеть, которая входит в десятку лидеров, увеличивается на 60-70% в год. Такой рост достигается за счет слияния и поглощения мелких региональных игроков. По итогам прошлого года рост отечественного фармрынка составил 11%, его емкость превышает 11 млрд долл, а к 2012г. фармрынок удвоится. Такие данные предоставил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" директор по исследованию DSM Group Сергей Шуляк.
Читать в полной версии

Обороты отечественных аптечных сетей показывают колоссальный рост. Практически каждая сеть, которая входит в десятку лидеров, увеличивается на 60-70% в год. Такой рост достигается за счет слияния и поглощения мелких региональных игроков. По итогам прошлого года рост отечественного фармрынка составил 11%, его емкость превышает 11 млрд долл, а к 2012г. фармрынок удвоится. Такие данные предоставил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" директор по исследованию DSM Group Сергей Шуляк.

Лидеры аптечного рынка по количеству точек продаж и доли на рынке за последний год – "Аптека 36,6", "Ригла" (включая "03 Аптека"), "Мособлфармация", "Доктор Столетов", "Старый лекарь".

На фоне сделок слияния и поглощения эксперты предполагают, что аптечные сети "судорожно скупали", чтобы потом продаться иностранцам. Возможно, уже в этом году мы услышим о громких покупках наших торговых сетей иностранцами. Как считает директор по маркетинговым исследованиям компании "Фармэксперт Давид Мелик-Гусейнов, весь топ аптечных сетей, за исключением муниципальных аптечных учреждений, находится в зоне повышенного внимания крупных европейских розничных компаний, дистрибуторов. "Сейчас иностранцы испытывают к рынку осторожный оптимизм, но этот оптимизм будет нарастать. Покупать будут розницу, потому что дистрибуторы настолько дорогие, что покупку вряд ли кто-то сможет осилить. Только лидер может стоить около 3-4 млрд долл", - говорит он. Однако та форма аптечного ритейла, которая развивается в наши дни, – это форма симбиоза дистрибутора и ритейлера, только такое сотрудничество позволяет оптимизировать издержки компании. "Я не исключаю, что инвесторов привлечет весь комплекс. Потому что если инвестор приобретает аптечную сеть, то у него сразу же встает вопрос с логистикой", - дополняет С. Шуляк.

Стоит отметить, что отечественный фармрынок – один из самых цивилизованных рынков в нашей стране. Доля аптечных сетей на нем составляет 60%, остальное - несетевая розница. Как отмечают эксперты, на нашем рынке практически отсутствует нецивилизованный формат торговли лекарственными препаратами. Если аптечные киоски "на колесах" отнести к нецивилизованной торговле, то их доля на рынке составляет порядка 1-3% от общего объема фармрынка. Но не стоит забывать, что в передвижных пунктах лекарства стоят дешевле, там нет арендных, коммунальных платежей, работников первого стола, фармацевтов, труд которых тоже включается в стоимость лекарственных препаратов.

По мере развития фармбизнеса, аптечная розница переходит на открытые форматы торговли, по принципу супер-маркета, где потребители сами могут выбрать нужный им товар, что позволяют увеличивать чек покупок в аптеках. Переходя на смешанный или открытый формат торговли, аптеки все больше позиционирую себя как магазины для здоровья, куда приходят не за тем, чтобы им выдали лекарство по рецепту, а для того, чтобы улучшить качество жизни. В связи с этим аптечные сети делают ставку на развитие парафармацевтики или нелекарственной розницы, на которой аптека может заработать больше, чем на лекарственном рынке. Закон не ограничивает аптеки размерами торговых надбавок в отличие от лекарств. В структуре продаж аптечных сетей на долю парафармацию приходится 50%.

Еще одна из основных тенденций аптечной розницы – "аптечные бутики", в которых продаются дорогие лекарства и эксклюзивная косметика. В России этот формат торговли будет развиваться только в Москве и Санкт-Петербурге.

Судя по тем тенденциям, которые происходят на рынке, участники рынка видят будущее за аптечными сетями. По маркетинговым исследованиям, 73-80% рынка через два года будут занимать аптечные сети. Что касается единичных и мелких аптек, то они останутся на рынке, если будут работать в нишевых сегментах, специализируясь на заболеваниях или ориентируясь на определенную потребительскую аудиторию. Не исключено, что аптеки традиционного формата останутся популярными у старшего поколения людей.

Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Как нейросети загнали Google в «мусорную» ловушку
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски