Святая клевета
«Конечно, буду обжаловать!» — заявил РБК daily глава общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Против него впервые была применена возвращенная в Уголовный кодекс в августе прошлого года статья, карающая за клевету.
За обвинение Фонда храма Христа Спасителя в аферизме и «превращении храма в бизнес-центр» Мировой суд района Арбат назначил г-ну Аншакову штраф 100 тыс. руб. Максимальная санкция по статье «Клевета» — 1 млн руб., прокурор просил 500 тыс. В приемной фонда РБК daily заявили, что комментировать вердикт будут лишь в понедельник.
«Есть люди, которых хлебом не корми, дай гавкать на церковь. Кроме презрения, они в истории ничего не заслужили. Г-н Аншаков на этом пути, и мне его очень и очень жалко», — рассказал РБК daily протоиерей Владимир Вигилянский.
В конце 1990-х Михаил Аншаков возглавлял профсоюз малого и среднего бизнеса, в 2003 году занялся правами потребителей. Обратил внимание на деятельность Фонда храма Христа Спасителя г-н Аншаков на пике шумихи вокруг Pussy Riot. Он заявил РБК daily, что это случайное совпадение, а его интерес к храму начался с обращений потребителей, недовольных качеством ювелирных украшений в церковных лавках.
Девушек в балаклавах г-н Аншаков оправдывает: он говорит, что панк-акция прошла в части храма, юридически не являющейся собственностью РПЦ, и потому не может считаться преступлением. Он тоже склонен к ярким жестам: обращался к РПЦ с просьбой отлучить патриарха Кирилла от церкви, повесил на сайте своего общества заявление о том, что оно является иностранным агентом.
Исследовав деятельность фонда, г-н Аншаков пришел к выводу, что это светская организация, предоставляющая помещения на территории храма полусотне фирм и работающая с многочисленными нарушениями, и пожаловался в прокуратуру. Вместо фонда по судам таскать стали его. Осенью в суде развалилось два административных дела о клевете на храмовый фонд.
Уголовное дело о клевете возбудили в конце 2012 года после сентябрьского интервью журналистке «Новой газеты» Елене Масюк. Г-н Аншаков говорит, что не сказал в этом интервью ничего нового, но появление текста с высказываниями против храмового фонда дало возможность завести дело. Он считает, что рассматривалось оно с обвинительным уклоном.
Осенью г-н Аншаков баллотировался в Координационный совет (КС) оппозиции, но не прошел. Теперь он один из лидеров Экспертного совета оппозиции (ЭСО), собравшего 5 мая 1,5 тыс. человек на акцию, альтернативную общеоппозиционному митингу 6 мая. Член КС Сергей Давидис рассказал РБК daily, что негативно относится к позиции ЭСО, сосредоточившегося на критике КС, но как раз г-н Аншаков — один из наиболее конструктивных членов ЭСО.
По словам председателя ассоциации «Агора» Павла Чикова, статья УК РФ, карающая за клевету, сформулирована так, что под суд могли пойти и «Новая газета», и Елена Масюк, но тогда резонанс был бы куда большим.
Руководитель пресс-службы «Новой газеты» Надежда Прусенкова подтвердила РБК daily, что ее СМИ привлечь по статье не пытались. Г-жа Прусенкова считает, что результат противостояния г-на Аншакова с РПЦ был вполне предсказуем, а то, что на самом деле происходит в храме Христа Спасителя, в суде не было выяснено.
Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, один из инициаторов возвращения статьи о клевете в УК РФ, заявил РБК daily, что не следил за этим судебным процессом, а мониторинг применения новых законов обычно происходит примерно через год после их вступления в силу.