Общество, 20 мая 2013, 08:58

Абонент - не абонент: качество мобильной связи оставляет желать лучшего

Качество сотовой связи в Москве не обсуждает только ленивый. Ежедневно жители столицы сталкиваются с проблемами при пользовании мобильной связью: прерывание разговора в процессе, сложности с дозвоном, включение посторонних в беседу. Дошло до того, что внимание на это обратили первые лица государства, подключив к решению проблемы модную ныне опцию - ручной режим управления страной.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Сначала пожаловался на качество связи президент РФ Владимир Путин. А в феврале этого года внимание на проблему обратил премьер-министр Дмитрий Медведев, который не смог дозвониться до нужного абонента. Премьер отметил, что ситуация практически не изменилась по сравнению с началом 2000-х.

Мобильные операторы с претензиями не согласны. Компании предоставили отчеты и исследования о том, что качество связи в Москве стабильное, они делают все возможное для этого, а если и бывают проблемы, то не по их вине.

Абонент недоступен

Департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы в IV квартале 2012г. провел исследование качества сотовой связи в столице. Испытания проводились в течение трех месяцев в часы наибольшей нагрузки сетей операторов. Специалисты подсчитывали количество "недозвонов" в сетях, обрывов связи, а также оценили разборчивость речи абонентов во время разговора. Результаты оказались неутешительными.

Выяснилось, что у всех операторов "большой тройки" (МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом" (ТМ "Билайн")) примерно 5-15% звонков сопровождается низким качеством передачи речи, более трети - удовлетворительным. Более 5% всех отправленных SMS доставляются более двух минут.

У "Билайна" при исследовании оборвалось 2,02% звонков, у "МегаФона" - 1,67%, у МТС - 1,5%. Процент "недозвонов" больше всего зафиксирован у "МегаФона" - 2,56%, у "Билайна" - 1%, у МТС - 0,9%.

На каких скоростях качаем

С 22 по 26 марта 2013г. информационно-аналитическое агентство TelecomDaily проверило скорость передачи данных в сетях 3G операторов "большой тройки". Эксперты проехали по основным автомагистралям Москвы на специально оборудованном автомобиле со средней скоростью 27 км/ч. Общая протяженность исследованного маршрута составила более 700 км. Скорость была проверена во всех округах столицы с 09:00 до 21:00 мск.

Оказалось, что самая высокая предельная скорость подачи данных у МТС - 40,7 Мбит/с. Второе место с серьезным отрывом занял "Билайн", предельная скорость которого зафиксирована на уровне 26,9 Мбит/с. Самая маленькая скорость у "МегаФона" - 19,8 Мбит/с.

Эксперты также замерили среднюю скорость в сетях. В этой категории лидером также является МТС - 5 Мбит/с, а вот второе и третье место распределились иначе. На этот раз вторым стал "МегаФон", у которого зафиксирована средняя скорость на уровне 3,2 Мбит/с. "Билайн" замыкает тройку с показателем 2,4 Мбит/с.

"Цифры соответствуют нашим ежедневным средним значениям", - прокомментировал полученные результаты технический директор "МТС" Олег Свирский.

Аналогичное исследование TelecomDaily проводило в начале 2012г. Тогда самые хорошие показатели были у "МегаФона", в сетях которого предельная скорость составляла 7,1 Мбит/с, средняя - 2,9 Мбит/с. Второе место больше года назад занимал МТС (6,8 Мбит/с и 2,5 Мбит/с соответственно), третье - "Билайн" (5 Мбит/с и 2 Мбит/с соответственно).

МТС на днях объявил, что завершил двухлетний проект по замене старого оборудования на новое и тотальную модернизацию магистральной сети.

Такую же работу ведут и другие коллеги по "тройке". "Мы не скрываем, что у компании были проблемы, связанные с недоинвестированием сети передачи данных. Проводим широкую инвентаризацию транспортной сети, обновляем парк базовых станций", - рассказывал технический директор Московского региона ОАО "ВымпелКом" Сергей Бауман.

Аналитики также проверили скорость передачи в сетях четвертого поколения. Максимальная 4G-скорость по итогам тестирования была зарегистрирована у "МегаФона" (42,9 Мбит/с), лучшая средняя скорость - у МТС (12,2 Мбит/с). "Это обусловлено отчасти меньшей абонентской базой МТС на сегодняшний день" - пояснил Д.Кусков. Низкая максимальная скорость передачи данных, согласно тестированию, оказалась в сети "Скартела" (торговая марка Yota), на базе которой 4G-услуги оказывает "МегаФон".

Что мешает москвичам звонить

Операторы "большой тройки" выделяют несколько причин, которые негативно влияют на качество связи в столице. В первую очередь сказываются серьезные частотные ограничения, введенные Министерством обороны: они не позволяют сотовикам организовать полное покрытие Московского региона. Проще говоря, военные запрещают операторам строить базовые станции 3G в большей части "Новой Москвы" и на юге Московской области. Есть ограничения по максимальному количеству приемо-передатчиков на территории столицы и по направлению антенн, которые нельзя направлять на юг.

"Недругами" операторов также являются различные ТСЖ и ЖСК, собственники зданий. Они распоряжаются объектами инфраструктуры, где могут быть установлены базовые станции, поэтому сначала надо получить на это разрешение, а договориться получается не всегда.

Директор по инфраструктуре столичного филиала "МегаФона" Игорь Акулинин считает, что целесообразно предусматривать площадки для установки базовых станций при строительстве жилых домов и обязать чиновников, управляющих принадлежащими государству зданиями, рассматривать заявки операторов на установку базовых станций. "Мы не всегда можем поставить базовую станцию там, где нужно, и не всегда можем их сохранить, договориться о цене", - рассказал он. Кроме того, против установки оборудования близ жилых домов часто выступают сами жители, которые боятся излучений.

Директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Д.Кусков отмечает, что в Москве самая большая нагрузка на сеть: плотность абонентов и требуемая мощность базовых станций в столице в 50 раз превышают средние показатели по России.

Когда зазвонит телефон

Операторы не раз готовили предложения в Минкомсвязи по улучшению качества сотовой связи в Москве, недавно документы были переданы в правительство. Последняя инициатива в этом направлении была озвучена в середине мая 2013г.

ДИТ и Роскомнадзор решили до конца года создать в одном из округов столицы опытную зону. Предполагается, что городские власти помогут операторам дополнительно установить базовые станции на исследуемой территории, а Роскомнадзор выделит необходимые частотные присвоения. По задумке авторов, пилотный проект поможет определить проблемные точки и найти пути решения.

"Создание тестовых зон - нормальная практика для оценки качества предоставления услуг, однако в данном случае, мне кажется, это будет не слишком показательно. Сделать качественное покрытие на ограниченной территории - не проблема при решении вопроса с частотными разрешениями, возможностью установки дополнительных секторов базовых станций. А вот реализовать все в целом городе будет достаточно тяжело", - считает Д.Кусков.

По его словам, сегодня операторы не имеют технической возможности решить вопрос с качеством связи. Однако если урегулировать вопросы с расширением предельной мощности и возможностью устанавливать дополнительные сектора на здания, операторы смогут в течение года добиться заметного прогресса, считает эксперт.

Кристина Давыдова, РБК

Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Как найти IT-команду, которая сделает проект строго в рамках бюджета
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии