Бывшего совладельца «Трансфин-М» Тайчера попросили отправить под стражу
Следствие просит отправить под арест бывшего совладельца лизинговой компании «Трансфин-М» и транспортной компании «СГ-Транс» Алексея Тайчера, следует из данных в картотеке дел.
Ему предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до десяти лет.
Тайчера задержали в Москве 18 июня. Источники РБК сообщали об обысках и выемке документов в «СГ-Транс», а также задержании еще пятерых человек по тому же делу. Среди них были члены совета директоров «Трансфин-М» Александр Голанд и Иван Благодатских, писал телеграм-канал Vgudok. «Коммерсантъ» называл их возможными покупателями лизинговой компании после выхода Тайчера из ее капитала зимой 2024 года. В «Трансфин-М» и «СГ-Транс» не стали комментировать произошедшее.
«Трансфин-М» — одна из крупнейших лизинговых компаний в России. Она специализируется на операционном лизинге вагонов. Компании принадлежат железнодорожный оператор «Атлант» и «ТМФ-Спецтехника», которая занимается майнинговым аутсорсингом и имеет крупный парк карьерных самосвалов, автогрейдеров, гидравлических экскаваторов и другой спецтехники. По состоянию на 1 апреля 2020 года в собственности «Трансфин-М» находилось 42 тыс. единиц подвижного состава, десять магистральных тепловозов, 16 морских и речных судов, 450 единиц спецтехники. За 2022 год выручка компании составила 15,9 млрд руб., прибыль — 18,62 млрд руб.
Тайчер начинал свою карьеру помощником финансового директора в транспортной ГК «Евросиб» в Санкт-Петербурге, после чего перешел в московский концерн «Союзвнештранс», где занимался проблемными активами компании. С 2005 года занимал должности советника первого вице-президента и заместителя гендиректора РЖД, где был ответственным за выделение операторского бизнеса из структуры госмонополии. В 2012 году Тайчер выкупил оператора по перевозке нефтегазовых и нефтехимических грузов «СГ-Транс» за 22 млрд руб. и руководил компанией до 2015-го, после чего возглавил Федеральную грузовую компанию (ФГК, контролируется РЖД). Однако до 2023 года бизнесмен оставался мажоритарным акционером «СГ-Транс».
В 2019 году Тайчер приобрел «Трансфин-М» у негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», писал «Ъ». Изначально ФАС блокировала сделку из-за вопросов участников рынка о присутствии менеджмента РЖД, «особенно в условиях снижения погрузки на сети». После того как бизнесмен ушел в отставку со всех постов в РЖД и ГТЛК, антимонопольное ведомство выдало разрешение на эту сделку.
Спустя год был задержан бывший генеральный директор «Трансфин-М» Дмитрий Зотов по делу о хищении вагонов на сумму порядка 3 млрд руб. и фальсификации документов. Его знакомый связывал задержание с выводом имущества на аффилированные компании по заниженным ценам.
Тайчер продал «Трансфин-М» в феврале 2024 года. 70% акций получил закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Инвестсервис», остальные 30% — ЗПИФ «Талер». Бизнесмен планировал заняться инвестициями в финтех и логистику после выхода из железнодорожного бизнеса.