Д.Медведев подписал закон об антикоррупционной экспертизе
Этот документ был принят Государственной думой 3 июля 2009г. и одобрен Советом Федерации 7 июля 2009г.
Закон создает правовой механизм организации и проведения антикоррупционной экспертизы документов. Вводится понятие "коррупционные факторы" - положения нормативных правовых актов или проектов таких актов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общего порядка, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для коррупции.
Устанавливается, что прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании. Также в этот перечень входит законодательство, регулирующее деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией.
Федеральные органы исполнительной власти в области юстиции проводят антикоррупционную экспертизу законопроектов, проектов указов президента РФ и постановлений правительства РФ, проектов концепций и технических заданий на разработку законопроектов, проектов официальных отзывов и заключений на законопроекты при проведении их правовой экспертизы, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, других госорганов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности, устанавливающих правовой статус организаций.
Коррупционные факторы, выявленные в ходе правовой экспертизы, в ходе рассмотрения этих документов при госрегистрации, а также в ходе мониторинга применения нормативных правовых актов, отражаются в заключении. Заключение имеет рекомендательный характер.
Рекомендации заключения учитываются на стадии доработки проекта нормативного правового акта или путем изменения принятого нормативного правового акта. Предусмотрена также возможность проведения институтами гражданского общества и отдельными гражданами независимой антикоррупционной экспертизы.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Это требование должно учитываться в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.