Общество, 20 авг 2013, 01:03

«РусГидро» возвращает «дочек» домой

Читать в полной версии
Фото: РБК

«РусГидро» выведет из офшоров часть компаний, которые управляют строительством Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО, совместный проект «РусГидро» и «Русала»). На офшорной схеме в свое время настоял «Русал», а глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс согласился. Возвращать активы на родину по поручению президента будет член правления «РусГидро» Евгений Горев, который курирует корпоративные вопросы компании.

Офшорная схема для реализации БЭМО (входят Богучанская ГЭС и Богучанский алюминиевый завод) была предложена «Русалом» и согласована в 2006 году. В результате собственником 93,3% акций ОАО «Богучанская ГЭС» стала BoGES Ltd., 100% акций ЗАО «Богучанский алюминиевый завод» — BALP Ltd. Эти кипрские офшоры, с одной стороны, на паритетных началах контролировались «дочками» «Русала» (United company Rusal Energy Ltd. и Rusal BoAZ Ltd.), с другой — 100-процентными дочерними предприятиями «РусГидро» (HydroOGK Power Ltd. и HydroOGK Aluminium Ltd.).

«Схема была заявлена «Русалом» как одно из базовых условий прихода в проект и была одобрена акционерами и кредиторами алюминиевого холдинга», — вспоминает член правления «РусГидро» Евгений Горев. По его словам, РАО «ЕЭС России» и «Русал» изучали различные варианты, но ничего более эффективного экс-глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс тогда не нашел. «Да и не было в тот момент у него особого выбора — нужно было срочно искать стратегического инвестора для достройки ГЭС», — объясняет г-н Горев. Он также напоминает, что на тот период в зоне действия российского права не существовало условий для создания полноценной защиты интересов партнеров, которые участвуют в абсолютно паритетной долгосрочной сделке, которой является проект БЭМО. Такие условия могло обеспечить только английское право, действующее на Кипре, что и было учтено.

Однако в 2011 году схему раскритиковал экс-премьер Владимир Путин. «РусГидро» на протяжении нескольких лет предоставляет многомиллиардные займы и покупает беспроцентные векселя некой офшорной компании, расположенной на Кипре. Что такое — оно так полюбило эту компанию и векселя ее покупает? Видимо, очень надежные векселя. А надежность чем обеспечена?» — недоумевал экс-премьер на заседании правительственной комиссии по ТЭКу.

«После поручения президента по деофшоризации проекта БЭМО мы разработали схему полного отказа от использования кипрской юрисдикции», — рассказывает Евгений Горев. Но в соответствии с акционерным соглашением в одностороннем порядке принять такое решение было невозможно. «После переговоров с участием Росимущества и Минэнерго нам удалось получить согласие второго участника проекта («Русала») и основного кредитора проекта (ВЭБа) на реализацию первого этапа — перевод в Россию части проекта, которую контролирует «РусГидро», — рассказал топ-менеджер.

Первый этап по переводу компаний в российскую юрисдикцию совет директоров «РусГидро» одобрил в прошлую пятницу. Для этого примерно через месяц будут созданы две новые компании — ЗАО «Холдинговая компания БоГЭС» и ЗАО «Холдинговая компания БоАЗ». Затем компания проработает схему передачи новым обществам 50% долей BALP Limited и BOGES Limited, согласует ее с «Русалом» и начнет воплощать в жизнь.

«Уже в ближайшей перспективе это позволит сделать процесс управления проектом более прозрачным и эффективным», — считает Евгений Горев. В «Русале» смену юрисдикции компаний не комментируют.

Богучанское энергометаллургическое объединение (БЭМО) — совместный проект «РусГидро» и «Русала» в Красноярском крае, в рамках которого компании строят с компанией «РусГидро» Богучанский алюминиевый завод мощностью 600 тыс. т и Богучанскую гидроэлектростанцию мощностью 3000 МВт. Четыре первых гидроагрегата ГЭС были введены в работу в конце 2012 года, первый металл с алюминиевого завода, как предполагалось, должен был поступить в ноябре 2013‑го. Однако вчера, в понедельник, заместитель гендиректора «Русала» Владислав Соловьев заявил, что из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры пуск завода может быть перенесен на 2014 год. Стоимость проекта (без учета затрат на строительство инфраструктуры и очистку ложа водохранилища) оценивается в 5 млрд долл. Проект финансируется за счет собственных и привлеченных средств «Русала» и «РусГидро».

 

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу