Общество, 20 авг 2015, 00:25

За процент от бутерброда

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Торговые улицы Москвы продолжают терять арендаторов. Чтобы удержать их, владельцы помещений стали соглашаться на непривычную для них схему работы — брать не фиксированную ставку, а процент с оборота магазинов.

Центральные торговые улицы Москвы в этом году продолжают терять арендаторов: в первом полугодии доля пустующих помещений, по оценке Colliers International, выросла до максимума за последние шесть лет и составила 11,8%. Из-за этого владельцы помещений в стрит-ретейле стали сговорчивее. Раньше в соглашениях об аренде редко встречалось условие, что платеж арендатора будет зависеть от его товарооборота, но теперь рантье стали соглашаться на такие схемы, рассказали РБК консультанты в сфере торговой недвижимости и компании-арендаторы.

Чаще всего арендодатели предлагают комбинированный вариант: фиксированная ставка плюс процент с оборота. По оценке гендиректора брокерской компании DNA Realty Антона Белых, в 2013–2014 годах таких сделок на рынке стрит-ретейла Москвы было 7–8%, а в этом году — уже 15–20%.

По данным директора направления стрит-ретейла Knight Frank Виктории Камлюк, два года назад в нише общепита и продуктов питания были единичные случаи оплаты аренды с использованием процента с оборота, сейчас их стало гораздо больше. «Представители «Перекрестка Экспресс» рассказали нам, что сейчас порядка 40% подписанных ими договоров аренды в стрит-ретейле имеют коммерческие условия с привязкой к проценту от оборота», — привела пример Камлюк. В X5 Retail Group (управляет сетью «Перекресток» и другими) не смогли прокомментировать это. Сейчас в России работают 438 магазинов «Перекресток» и 177 магазинов «Перекресток Экспресс».

«Если объект расположен в неудачном месте и собственник не может найти нового арендатора, то он соглашается на льготные условия, чтобы реализовать объект», — подтверждает старший консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Ирина Данилкина.

Начальник отдела стрит-ретейла компании JLL (до 2014 года Jones Lang LaSalle) Светлана Ярова считает, что на такие условия собственник помещения готов идти в двух случаях: если он имеет железную гарантию будущих продаж арендатора или если ему необходимо привлечь определенного оператора, например мировой модный бренд, который хочет «сесть» именно на процент от оборота.

Чаще всего запросы на оплату в виде процента с оборота делают супермаркеты и компании общепита, отмечает Данилкина. Сам процент выплат варьируется от 3–5 до 20% в зависимости от профиля арендатора, говорит она: «Самый низкий процент у операторов, снимающих большие помещения, — продавцов электроники, бытовой техники, супермаркетов, самый высокий процент платят ювелирные магазины». Для продуктового сегмента он в среднем составляет 7–9%, для одежды — 10–12%, уточняет Белых.

«У нас такие договоры [с процентом от оборота] были и раньше, но совсем немного, и в этом году собственники явно стали сговорчивее», — говорит один из основателей ресторанной сети «Чайхона №1» Алексей Васильчук. Партнер Torro Grill Кирилл Мартыненко рассказал, что у компании таких договоров пока нет, но она намерена договориться о специальных условиях.

Совладелец сети обувных магазинов «Эконика» Сергей Саркисов говорит, что его компания в отдельных случаях переходит на процент с оборота, но считает это временной мерой для рынка. «Обычно это выглядит так: первый год арендатор платит процент с оборота, второй — базовую ставку плюс процент, третий — фиксированный платеж», — объясняет Саркисов.

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить